Античные писатели

МАРЦИАЛ, Марк Вале­рий; Mar­tia­lis, Mar­cus Va­le­rius, из Биб­ла в Испа­нии, ок. 40—104 гг. н. э., рим­ский эпи­грам­ма­тик. Полу­чив осно­ва­тель­ное обра­зо­ва­ние в рито­ри­че­ской шко­ле в род­ной Испа­нии, в 64 г. пере­ехал в Рим. Там он завя­зал отно­ше­ния со знат­ны­ми семей­ства­ми по боль­шей части испан­ско­го про­ис­хож­де­ния: Сене­ка­ми, семей­ства­ми Юния Гал­ли­о­на и Аннея Мелия, отца поэта Лука­на. Так­же он подру­жил­ся с кори­фе­я­ми лите­ра­тур­но­го и куль­тур­но­го мира: Сили­ем Ита­ли­ком, Квин­ти­ли­а­ном, Пли­ни­ем Млад­шим, Юве­на­лом, Фрон­ти­ном. Осо­бен­но он хло­потал о нала­жи­ва­нии отно­ше­ний с импе­ра­тор­ским дво­ром и высо­ки­ми осо­ба­ми, посвя­щая им свои (часто пол­ные уни­жен­но­сти и лести) про­из­веде­ния. Хотя трудо­лю­бие и несо­мнен­ный поэ­ти­че­ский талант помог­ли ему завла­деть скром­ным доми­ком в Риме и неболь­шим име­ни­ем под Номен­та­ном, он так и не смог достичь пол­ной мате­ри­аль­ной неза­ви­си­мо­сти и нико­гда не пре­кра­щал доби­вать­ся вни­ма­ния силь­ных мира сего. В 98 г. при помо­щи Пли­ния Млад­ше­го, кото­рый опла­тил путе­ше­ст­вие, Мар­ци­ал воз­вра­тил­ся на роди­ну. Там бога­тая почи­та­тель­ни­ца его талан­та Мар­цел­ла пода­ри­ла ему сель­ское име­ние, дав воз­мож­ность вести спо­кой­ную и обес­пе­чен­ную жизнь. Еще в юно­сти Мар­ци­ал про­бо­вал силы в поэ­зии, но пер­вые его про­из­веде­ния про­па­ли. Он работал, как пред­став­ля­ет­ся, толь­ко в одном поэ­ти­че­ском жан­ре — эпи­грам­ма­ти­че­ском и довел его до выс­шей точ­ки раз­ви­тия. Сего­дня нам извест­но 15 книг эпи­грамм Мар­ци­а­ла, кото­рые делят­ся на три груп­пы: не име­ю­щая номе­ра кни­га Эпи­грам­ма­тон (Epig­ram­ma­ton li­ber), извест­ная так­же под назва­ни­ем Кни­га зре­лищ (Spec­ta­cu­lo­rum li­ber), в кото­рую вошли эпи­грам­мы, напи­сан­ные в 80 г. и в после­дую­щие годы; кн. XIII и XIV, издан­ные в декаб­ре 85 или 86 г. и кн. I—XII (из них пер­вые 11 были созда­ны в Риме до 98 г., а кн. XII — в Испа­нии в кон­це 101 или в нача­ле 102 г.). Кни­га зре­лищ вклю­ча­ет эпи­грам­мы, свя­зан­ные с игра­ми, орга­ни­зо­ван­ны­ми Титом по пово­ду откры­тия постро­ен­но­го им амфи­те­ат­ра, назван­но­го Коли­зе­ем. Из нее сохра­ни­лось толь­ко 33 корот­кие эпи­грам­мы, опи­сы­ваю­щие вели­ко­ле­пие амфи­те­ат­ра, эпи­зо­ды празд­но­ва­ния его откры­тия, сра­же­ния гла­ди­а­то­ров, экзо­ти­че­ских живот­ных и т. д. Кн. XIII, назван­ная Подар­ки (Xe­nia), содер­жит корот­кие сти­хи, выпол­ня­ю­щие роль над­пи­сей на подар­ках, кото­ры­ми обме­ни­ва­ют­ся дру­зья в дни Сатур­на­лий; подоб­ные же про­из­веде­ния, посвя­щен­ные без­де­луш­кам, разыг­ры­вае­мым во вре­мя пира и уно­си­мым домой, состав­ля­ет кн. XIV под назва­ни­ем Гостин­цы (Apo­pho­re­ta). Эти сбор­ни­ки были пред­ва­ре­ны всту­пи­тель­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми, объ­яс­ня­ю­щи­ми назна­че­ние иду­щих после них эпи­грамм. Кн. I—XI Мар­ци­ал, види­мо, изда­вал посте­пен­но, неко­то­рые кни­ги отдель­но по несколь­ко раз, про­из­во­дил изме­не­ния в повтор­ных изда­ни­ях. Это бога­тое собра­ние эпи­грамм (1557), извест­ное по послед­ней редак­ции Мар­ци­а­ла и им самим разде­лен­ное на кни­ги, закре­пи­ло за ним место мэт­ра миро­вой лите­ра­ту­ры. Мар­ци­ал, ода­рен­ный наблюда­тель­но­стью и ост­ро­уми­ем, пока­зал потом­кам ряд дета­лей, скла­ды­ваю­щих­ся в кра­соч­ный образ обще­ст­вен­но-куль­тур­ных отно­ше­ний и нра­вов эпо­хи. На фоне пре­крас­ных пуб­лич­ных и част­ных зда­ний шум­ной сто­ли­цы тогдаш­не­го мира Рима поэт пока­зы­ва­ет повсе­днев­ную жизнь людей раз­ных обще­ст­вен­ных про­сло­ек, пар­тий и про­фес­сий: очер­чи­ва­ет фигу­ры сена­то­ров, всад­ни­ков, но так­же и пред­ста­ви­те­лей низ­ших обще­ст­вен­ных сло­ев — рабов и ремес­лен­ни­ков. В кари­ка­тур­ном виде пред­став­ля­ет он фило­со­фов, лека­рей, пев­цов, ведет в баню, на рынок и т. д. Осо­бен­но удач­но он пред­став­ля­ет харак­тер­ные чер­ты чело­ве­че­ских типов: балов­ня судь­бы, пара­си­та, мошен­ни­ка, прой­до­хи и т. д. По понят­ным сооб­ра­же­ни­ям он не назы­ва­ет имен совре­мен­ни­ков, кото­рые явля­ют­ся пред­ме­том его насме­шек, в таких слу­ча­ях он поль­зу­ет­ся сим­во­ли­че­ски­ми име­на­ми: Селий — при­хле­ба­тель-пара­сит, Фиден­ций — пла­ги­а­тор и т. д. Мар­ци­ал гово­рит о том, что он осуж­да­ет ошиб­ки, но не людей. Чаще все­го он пока­зы­ва­ет такие сла­бо­сти и изъ­я­ны, как доно­си­тель­ство, наг­лость выскоч­ки, изли­ше­ства в моде, сек­су­аль­ные зло­употреб­ле­ния и шало­сти. Он опи­сы­ва­ет окру­жаю­щий его мир с боль­шим реа­лиз­мом, долей иро­нии и мет­кой кри­ти­ки, но обра­ща­ет­ся и к соб­ст­вен­ным мыс­лям, чув­ствам и пере­жи­ва­ни­ям. Ино­гда у него про­скаль­зы­ва­ют авто­био­гра­фи­че­ские дета­ли, напри­мер упо­ми­на­ние о сво­ей отчизне, о сво­ей земель­ной соб­ст­вен­но­сти и т. д. Отно­си­тель­но мно­го и с вооду­шев­ле­ни­ем гово­рит он о соб­ст­вен­ном поэ­ти­че­ском твор­че­стве и об искус­стве; рас­ска­зы­ва­ет о судь­бах сво­их пуб­ли­ка­ций. Раз­но­род­ное содер­жа­ние он офор­мил раз­ны­ми сти­хотвор­ны­ми раз­ме­ра­ми; наи­бо­лее часто исполь­зо­вал эле­ги­че­ский дистих, поль­зо­вал­ся так­же холи­ям­бом (вслед за Катул­лом), ямби­че­ским три­мет­ром, дак­ти­ли­че­ским гекза­мет­ром и др. Эпи­грам­мы Мар­ци­а­ла отли­ча­ет строй­ная и про­ду­ман­ная ком­по­зи­ция, их глу­бин­ный смысл часто рас­кры­ва­ет­ся через игру слов, они лише­ны искус­ст­вен­ной рито­рич­но­сти, зна­ме­на­тель­ной для лите­ра­ту­ры того вре­ме­ни. Хотя Мар­ци­ал и ори­ен­ти­ру­ет­ся на твор­че­ство сво­их рим­ских пред­ше­ст­вен­ни­ков: Катул­ла, Доми­ция Мар­са и др., пере­ни­мая у них поэ­ти­че­скую фра­зео­ло­гию, но дела­ет это так, что заим­ст­во­ва­ния неза­мет­ны. Так­же и в тех эпи­грам­мах, где он под­ра­жа­ет гре­че­ским поэтам, Мар­ци­ал про­яв­ля­ет свою инди­виду­аль­ность и неред­ко пре­вос­хо­дит образ­цы. Мож­но воз­ра­жать про­тив пане­ги­ри­че­ско­го, а порой и подо­бо­страст­но­го харак­те­ра его поэ­зии, но все же Мар­ци­ал явля­ет­ся, несо­мнен­но, ори­ги­наль­ным худож­ни­ком. Он поль­зо­вал­ся извест­но­стью на про­тя­же­нии всей антич­но­сти и в новое вре­мя.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА