МАРЦИАЛ, Марк Валерий; Martialis, Marcus Valerius, из Библа в Испании, ок. 40—104 гг. н. э., римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения: Сенеками, семействами Юния Галлиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира: Силием Италиком, Квинтилианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои (часто полные униженности и лести) произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего. В 98 г. при помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, Марциал возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь. Еще в юности Марциал пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре — эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм Марциала, которые делятся на три группы: не имеющая номера книга Эпиграмматон (Epigrammaton liber), известная также под названием Книга зрелищ (Spectaculorum liber), в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. и в последующие годы; кн. XIII и XIV, изданные в декабре 85 или 86 г. и кн. I—XII (из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г., а кн. XII — в Испании в конце 101 или в начале 102 г.). Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного Колизеем. Из нее сохранилось только 33 короткие эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. д. Кн. XIII, названная Подарки (Xenia), содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий; подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляет кн. XIV под названием Гостинцы (Apophoreta). Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Кн. I—XI Марциал, видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм (1557), известное по последней редакции Марциала и им самим разделенное на книги, закрепило за ним место мэтра мировой литературы. Марциал, одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира Рима поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий: очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев — рабов и ремесленников. В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов: баловня судьбы, парасита, мошенника, пройдохи и т. д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами: Селий — прихлебатель-парасит, Фиденций — плагиатор и т. д. Марциал говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости. Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например упоминание о своей отчизне, о своей земельной собственности и т. д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве; рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами; наиболее часто использовал элегический дистих, пользовался также холиямбом (вслед за Катуллом), ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы Марциала отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени. Хотя Марциал и ориентируется на творчество своих римских предшественников: Катулла, Домиция Марса и др., перенимая у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, Марциал проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы. Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же Марциал является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время.