Античные писатели

МАРЦИАН КАПЕЛЛА; Mar­tia­nus Ca­pel­la, пер­вая поло­ви­на V в. н. э., рим­ский энцик­ло­пе­дист. Юрист из Кар­фа­ге­на, автор сво­его рода энцик­ло­пе­дии в 9 кни­гах, про­из­веде­ния, извест­но­го под назва­ни­ем Брак Фило­ло­гии и Мер­ку­рия (De nup­tiis Phi­lo­lo­giae et Mer­cu­rii), в кото­ром про­за пере­ме­жа­ет­ся сти­ха­ми, как в менип­по­вой сати­ре (см. Менипп). Сочи­не­ние Мар­ци­а­на Капел­лы рас­ска­зы­ва­ет о семи обла­стях совре­мен­ной ему нау­ки, о так назы­вае­мых семи сво­бод­ных искус­ствах: грам­ма­ти­ке, диа­лек­ти­ке, рито­ри­ке, гео­мет­рии, ариф­ме­ти­ке, аст­ро­но­мии и музы­ке. Варрон, пер­вый рим­ский энцик­ло­пе­дист, добав­лял к про­грам­ме обу­че­ния моло­до­го рим­ля­ни­на так­же архи­тек­ту­ру и меди­ци­ну, кото­рые Мар­ци­ан Капел­ла созна­тель­но исклю­чил из сво­его про­из­веде­ния. С целью раз­но­об­ра­зить содер­жа­ние посо­бия (пред­на­зна­чен­но­го для сына) Мар­ци­ан Капел­ла вос­поль­зо­вал­ся алле­го­ри­че­ской пове­стью о свадь­бе Мер­ку­рия и Фило­ло­гии, сим­во­ла нау­ки, кото­рая после обо­жест­вле­ния на Олим­пе полу­ча­ет от Апол­ло­на в каче­стве сва­деб­но­го подар­ка семь слу­жа­нок, упо­мя­ну­тые семь искусств (I и II кн.). В основ­ной части про­из­веде­ния (III—IX кн.) отдель­ные алле­го­ри­че­ские обра­зы в соот­вет­ст­ву­ю­щих нарядах и с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми атри­бу­та­ми пока­зы­ва­ют новой гос­по­же свои уме­ния. Всту­пи­тель­ная часть изоби­лу­ет поэ­ти­че­ски­ми встав­ка­ми (42 встав­ки раз­лич­ны­ми мет­ра­ми), зато вто­рая, энцик­ло­пе­ди­че­ская, напи­са­на мало­по­нят­ной, искус­ст­вен­ной про­зой; пред­ло­же­ния в ней очень длин­ные (одно из них насчи­ты­ва­ет 180 слов). Сведе­ния из раз­лич­ных обла­стей зна­ния, состав­лен­ные в крат­кий энцик­ло­пе­ди­че­ский свод, пода­ны сухо, порой пред­став­ля­ют­ся меха­ни­че­ской ком­пи­ля­ци­ей раз­ных источ­ни­ков, не толь­ко про­из­веде­ний Варро­на, но и сочи­не­ний гре­че­ских и рим­ских авто­ров, имен кото­рых Мар­ци­ан Капел­ла — соглас­но тогдаш­не­му обы­чаю — не при­во­дит. Хотя Мар­ци­ан Капел­ла был посред­ст­вен­ным писа­те­лем, его высо­ко цени­ли в сред­не­ве­ко­вье, посколь­ку его про­из­веде­ние содер­жа­ло всю сум­му зна­ний, вхо­див­ших в школь­ную про­грам­му того вре­ме­ни. Оно слу­жи­ло школь­ным учеб­ни­ком, его ком­мен­ти­ро­ва­ли и пере­во­ди­ли. Алле­го­ри­че­ский спо­соб рас­кры­тия темы (заим­ст­во­ван­ный у Апу­лея) ока­зал боль­шое вли­я­ние на алле­го­ри­че­скую поэ­зию сред­них веков.

См. также:
КАПЕЛЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МАРЦИАН КАПЕЛЛА (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КАПЕЛЛА • ГАЙ • АЛФЕН • МАРЦИАН КАПЕЛЛА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА