Античные писатели

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС, Марк; Mi­nu­cius Fe­lix, Mar­cus, II—III вв. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. О нем извест­но толь­ко то, что он сам о себе рас­ска­зы­ва­ет в диа­ло­ге Окта­вий (Oc­ta­vius). По-види­мо­му, он про­ис­хо­дил из Афри­ки. По обра­зо­ва­нию был юри­стом. Хоро­шо знал гре­че­скую и рим­скую лите­ра­ту­ру. По окон­ча­нии уче­бы стал зна­ме­ни­тым адво­ка­том в Риме и при­нял хри­сти­ан­ство. Его дру­зья­ми были Окта­вий Яну­а­рий (рим­ля­нин) и Цеци­лий Ната­лис (афри­ка­нец из Цир­ты). Оба высту­па­ют собе­сед­ни­ка­ми в един­ст­вен­ном дошед­шем до нас про­из­веде­нии Мину­ция Фелик­са Окта­вий, кото­рое сохра­ни­лось сре­ди сочи­не­ний Арно­бия как VIII кн. его про­из­веде­ния Про­тив языч­ни­ков (см. Арно­бий). По содер­жа­нию Окта­вий ско­рее напо­ми­на­ет фило­соф­ский диа­лог, чем апо­ло­гию. Сущ­ность хри­сти­ан­ства Мину­ций Феликс сво­дит к моно­те­из­му, вере в бес­смер­тие и эти­че­ско­му совер­шен­ству сто­и­ков. Обос­но­ва­ния носят фило­соф­ский, а не тео­ло­го-биб­лей­ский харак­тер. Это сочи­не­ние мало­ори­ги­наль­но, осно­ва­но на про­из­веде­ни­ях Цице­ро­на: по содер­жа­нию и диа­ло­ги­че­ской фор­ме оно напо­ми­на­ет О при­ро­де богов, по харак­те­ру раз­ра­бот­ки темы — О зако­нах. При­сут­ст­ву­ют так­же отсыл­ки к сто­и­кам: Сене­ке Млад­ше­му и Посидо­нию. Досто­ин­ство Окта­вия состо­ит в объ­ек­тив­но­сти и отсут­ст­вии рез­ких выпа­дов. Пре­крас­ным язы­ком и совер­шен­ст­вом ком­по­зи­ции сочи­не­ние Мину­ция Фелик­са пре­вос­хо­дит все апо­ло­гии II и III в. н. э. По сей день длит­ся дис­кус­сия о вре­ме­ни созда­ния Окта­вия и его соот­но­ше­нии с Апо­ло­ге­ти­кой Тер­тул­ли­а­на (197 г.). Трак­тат О пред­на­зна­че­нии (De fa­to), при­пи­сы­вае­мый Мину­цию Фелик­су, счи­та­ет­ся неа­у­тен­тич­ным.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА