Античные писатели

НОНН; Non­nos, из Пано­по­ля в Егип­те, V в. н. э., гре­че­ский поэт. В кон­це жиз­ни, по-види­мо­му, стал хри­сти­а­ни­ном. Автор само­го обшир­но­го (48 книг) из сохра­нив­ше­го­ся гре­че­ско­го эпо­са Исто­рия Дио­ни­са (Dio­ny­sia­ka). Нонн рас­ска­зы­ва­ет в нем исто­рию Дио­ни­са, кото­рая начи­на­ет­ся похи­ще­ни­ем Евро­пы задол­го до рож­де­ния бога (оно опи­са­но толь­ко в VIII кн.), а закан­чи­ва­ет­ся апо­фе­о­зом Дио­ни­са и при­ня­ти­ем его в круг олим­пий­цев. Основ­ная часть про­из­веде­ния — это повесть о похо­де Дио­ни­са в Индию, осно­ван­ная на леген­де, офор­мив­шей­ся в элли­ни­сти­че­ский пери­од как мифо­ло­ги­че­ское отра­же­ние похо­да в Индию Алек­сандра Вели­ко­го. Нонн собрал в поэ­ме необы­чай­но бога­тый мифо­ло­ги­че­ский мате­ри­ал, не все­гда свя­зан­ный с дей­ст­ви­ем. Мно­гим он обя­зан Гоме­ру как с точ­ки зре­ния содер­жа­ния, так и фор­мы. Отчет­ли­во вид­но так­же вли­я­ние тра­гедии (пафос), алек­сан­дрий­ской поэ­зии (при­стра­стие к фор­му­ли­ров­кам-загад­кам и идил­ли­че­ским кар­ти­нам) и рома­на (в основ­ном Ахил­ла Тация). Исто­рия Дио­ни­са, одна­ко, явля­ет­ся ори­ги­наль­ным про­из­веде­ни­ем преж­де все­го бла­го­да­ря атмо­сфе­ре дио­ни­сий­ско­го экс­та­за, кото­рым про­ник­ну­та вся поэ­ма. Часто Нонн отбра­сы­ва­ет пафос и бароч­ный стиль; обыч­но ему ста­вят на вид слиш­ком боль­шое вни­ма­ние к дета­лям и нагро­мож­де­ние кон­тра­стов, под­чер­ки­ва­ют так­же отсут­ст­вие закон­чен­но­сти отдель­ных тек­сто­вых отрыв­ков. Но все это не отме­ня­ет худо­же­ст­вен­ных досто­инств про­из­веде­ния, послед­не­го боль­шо­го эпо­са в гре­че­ской лите­ра­ту­ре. Осо­бо­го упо­ми­на­ния заслу­жи­ва­ет нигде ранее не встре­чав­ша­я­ся чрез­вы­чай­ная звуч­ность, обу­слов­лен­ная алли­те­ра­ци­я­ми, ассо­нан­са­ми и моди­фи­ка­ции Нон­ном дак­ти­ли­че­ско­го гекза­мет­ра, кото­рый еще в IV в. всту­пил в про­ти­во­ре­чие с раз­ви­ти­ем язы­ка, когда тони­че­ское уда­ре­ние сме­ня­лось сило­вым. Рефор­ма гекза­мет­ра — вели­чай­шая заслу­га Нон­на — осно­вы­ва­лась на при­веде­нии сло­вес­но­го уда­ре­ния в соот­вет­ст­вие с мело­ди­че­ским. Еще целых два века его гекза­мет­ры исполь­зо­ва­ли поэты, при­над­ле­жав­шие к шко­ле Нон­на, кото­рые нахо­ди­лись под общим вли­я­ни­ем его твор­че­ства. Дру­гое сохра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние Нон­на — поэ­ти­че­ская пара­фра­за Еван­ге­лия от Иоан­на. Веро­ят­но, он напи­сал ее в кон­це жиз­ни уже хри­сти­а­ни­ном. Оба про­из­веде­ния Нон­на ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на лите­ра­ту­ру XV—XVII вв.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА