Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭА́К

Aeăcus, Αἰακός, сын Зев­са и Эги­ны, доче­ри фли­а­сий­ско­го реч­но­го бога Асо­па, пред­ок зна­ме­ни­то­го сво­и­ми геро­и­че­ски­ми доб­ле­стя­ми рода Эакидов. Зевс унес Эги­ну на ост­ров Ойно­ну (Ойно­пию), кото­рый отто­го впо­след­ст­вии и назы­вал­ся буд­то бы име­нем Эги­ны; там она роди­ла Эака. Эак стал царем это­го ост­ро­ва и за свое бла­го­че­стие и кротость — любим­цем богов. По ска­за­нию, пере­да­вае­мо­му Овиди­ем, насе­ле­ние ост­ро­ва совер­шен­но вымер­ло от чумы; тогда Эак помо­лил­ся Зев­су, и тот пре­вра­тил рой мура­вьев в людей, кото­рых Эак по их про­ис­хож­де­нию (от μύρ­μη­κες, муравьи) назвал мир­мидо­на­ми (Ov. met. 7, 520). Он же буд­то бы во вре­мя засу­хи, усерд­но помо­лясь и при­не­ся жерт­ву, упро­сил богов послать дождь, за что бла­го­дар­ные эгин­цы постро­и­ли ему свя­ти­ли­ще Αἰάκειον. Сам он постро­ил тогда храм Зев­су Панел­лен­ско­му на горе Панел­ле­нии. Вме­сте с Апол­ло­ном и Посей­до­ном Эак постро­ил сте­ны Трои; на ту часть сте­ны, кото­рую постро­ил смерт­ный чело­век — Эак, впо­след­ст­вии взо­шли Тела­мон и Пирр, герои из Эако­ва рода. Pind. Ol. 8, 30. По смер­ти Эак за свою спра­вед­ли­вость был сде­лан судьей в под­зем­ном мире (см. Or­cus) наравне с Мино­сом и Рада­ман­фом. На Эгине и в Афи­нах Эака чти­ли как героя.

Сыно­вья­ми Эака и Енде­иды были Пелей и Тела­мон; от Пса­ма­феи у него был сын Фок. Послед­ний был убит сво­и­ми свод­ны­ми бра­тья­ми, кото­рых Эак за это изгнал. Тела­мон отпра­вил­ся на Сала­мин к Ких­рею, кото­рый выдал за него дочь свою Глав­ку, а уми­рая, заве­щал ему и свое цар­ство. От вто­рой жены сво­ей, Пери­бойи, доче­ри Пело­пида Алка­фоя, Тела­мон имел сына Эан­та; а Геси­о­на, дочь тро­ян­ско­го царя Лао­медон­та, роди­ла ему Тев­к­ра. На Лао­медон­та Тела­мон ходил вой­ной, как вер­ный друг и спут­ник Герак­ла (см. Her­cu­les, 11); тогда-то, по взя­тии Трои, он полу­чил Геси­о­ну, как долю из воен­ной добы­чи. Участ­во­вал он так­же в калидон­ской охо­те и в похо­де Арго­нав­тов вме­сте с бра­том Пеле­ем. Этот послед­ний, после изгна­ния с Эги­ны, уда­лил­ся в Фтию в Фес­са­лии к Еври­ти­о­ну, кото­рый женил его на сво­ей доче­ри Анти­гоне и дал ему третью часть сво­его цар­ства. Позд­нее на горе Пелии он соче­тал­ся с нере­идой Фети­дой. На сва­деб­ном тор­же­стве, на кото­рое яви­лись и боги (Il. 24, 59), Посей­дон пода­рил ему бес­смерт­ных коней, Ксан­фа и Балия, а друг Хей­рон — тяже­лое пелий­ское копье. Этим копьем и коня­ми поль­зо­вал­ся сын Пелея Ахилл в Тро­ян­скую вой­ну. Ср. Acas­tus.

См. также:
ЭАК (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 21.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА