PRAEFECTUS URBI (ПРЕФЕКТ ГОРОДА), префект или смотритель города, первоначально назывался «страж города» (Custos Urbis; Lydus, De Magistr. I. 34, 38). Название «префект города», по-видимому, не употреблялось до времени децемвиров. Титул стража города, соединенный с титулом принцепса сената, предоставлял царь, так как он должен был назначать одного из «десяти первых» (decem primi) принцепсом сената (Liv. I. 59, 60; Dionys. II. 12). Однако страж города исполнял свои обязанности только в отсутствие царя в Риме; тогда он действовал как представитель царя; неясно, однако, было ли у него право созыва народного собрания, но в случае необходимости он имел право принимать любые меры по своему усмотрению, так как имел империй в городе (Tacit. Annal. VI. 11; Liv. I. 59, III. 24). Сообщается, что Ромул предоставил этот титул Дентеру Ромулию, Тулл Гостилий — Нуме Марцию, а Тарквиний Гордый — Сп. Лукрецию. В царский период должность смотрителя города, вероятно, была пожизненной. При республике должность и ее название «страж города» оставались неизменными; но в 487 г. до н. э. она была возвышена до магистратуры, предоставляемой путем избрания (Lydus, De Magistr. I. 38). Стража города, по всей вероятности, избирали курии, вместо которых Дионисий (VIII. 64) упоминает сенат. К этой должности допускались только лица консулярного ранга, и до времени децемвирата каждый упомянутый префект встречается ранее как консул. Единственное исключение — П. Лукреций у Ливия (III. 24), однако его имя, вероятно, ошибочно (Niebuhr, II. p. 120, note 255). В ранней республике смотритель осуществлял в городе все полномочия консулов, если они отсутствовали: он созывал сенат (Liv. III. 9; Gell. XIV. 7 § 4), проводил комиции (Liv. III. 24) и, во время войны, даже набирал городские легионы и командовал ими.
Когда была учреждена должность городского претора, она поглотила обязанности смотрителя города (Lydus, De Mens. 19, De Magistr. II. 6); но римляне всегда неохотно отказывались от своих древних учреждений, и поэтому префект города — лишь тень прежней должности — с тех пор назначался каждый год, лишь один раз, на время отсутствия консулов в Риме в связи с проведением Латинских празднеств. Этот префект не имел права ни созывать сенат, ни выступать в нем, так как в большинстве случаев он был младше сенаторского возраста, и назначался не народом, а консулами (Gell. XIV. 8). Когда Варрон в вышеуказанном фрагменте Геллия заявляет о праве префекта города созывать сенат, он, вероятно, говорит о тех полномочиях, которыми префект обладал до учреждения должности городского претора. О том, как мало значения стала иметь со временем должность префекта города, можно сделать вывод по тому, что ее всегда предоставляли молодым людям из знатных семей (Tac. Ann. IV. 36) и что Юлий Цезарь даже назначил на нее несколько несовершеннолетних юношей всаднического ранга (Dion Cass. XLIX. 42, XLIII. 29, 48). В эпоху империи таких префектов города продолжали назначать до тех пор, пока проводились Латинские празднества; эти префекты даже получали некую судебную власть (Tac. Ann. VI. 11; Suet. Nero 7, Claud. 4; Dion Cass. LIV. 17; J. Capitol. Antonin. Phil. 4). Однако в некоторых случаях префект города вообще не назначался, и его обязанности исполнял городской претор (Dion Cass. XLI. 14, XLIX. 16; ср. Becker, Handb. der Röm. Alterth. vol. II pt. II p. 146).
Совершенно другую должность с тем же названием учредил Август по предложению Мецената (Dion Cass. LII. 21; Tacit. l. c.; Suet. Aug. 37). Этот новый префект города был регулярным и постоянным магистратом, которого Август наделил всеми полномочиями, необходимыми для поддержания спокойствия и порядка в городе. Он контролировал мясников, банкиров, стражников, театры и т. д. и для осуществления своих полномочий распределил по всему городу довольно много гарнизонных солдат, которых можно сравнить с современной полицией. Также он имел судебную власть в спорах между рабами и их хозяевами, между патронами и их вольноотпущенниками, а также над сыновьями, не проявляющими почтения к родителям (Dig. 1. tit. 12. s. 1 § 5—
Когда Константинополь стал второй столицей империи, он тоже получил своего префекта города. В это время префекты были прямыми представителями императоров, а все прочие должностные лица городской администрации, все корпорации и все общественные учреждения находились под их контролем (Cod. 1. tit. 28, s. 4; Symmach. Epist. X. 37, 43; Cassiod. Variar. VI. 4). Также они осуществляли контроль за ввозом продовольствия и ценами на него, хотя эти вопросы находились в более непосредственном ведении других должностных лиц (Cod. 1. с.954 tit. 28. s. 1; Orelli, Inscript. n. 3116). Префекты города должны были каждый месяц делать доклад императору о слушаниях в сенате (Symmach. Epist. X. 44), где они подавали голос раньше консуляров. Через их посредство императоры получали прошения и подарки от своих столиц (Symmach. Epist. X. 26, 29, 35; Cod. 12. tit. 49). На выборах папы римского префект Рима имел попечение обо всех внешних установлениях (Symmach. Epist. X. 71—