Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АЭДО́НА

Aēdon, Ἀηδών. По одно­му из двух древ­них, в сущ­но­сти род­ст­вен­ных меж­ду собой, ска­за­ний так назы­ва­лась дочь Пан­да­рея (Hom. Od. 19, 518 слл.), супру­га фиван­ско­го царя Зефа (Apol­lod. 3, 5, 5), кото­ро­му она роди­ла Ити­ла. Завидуя сча­стью мно­го­дет­ной Нио­бы, жены Амфи­о­на, она заду­ма­ла убить стар­ше­го сына Нио­бы, но по ошиб­ке уби­ла сво­его соб­ст­вен­но­го сына Ити­ла. Зевс пре­вра­тил ее в соло­вья; пение этой пти­цы есть плач несчаст­ной мате­ри о сво­ем сыне (Hom. ук. м. Ae­sch. Agam. 1142. Soph. El. 144 сл.; у двух послед­них писа­те­лей вме­сто Ити­ла назы­ва­ет­ся Итис). По дру­го­му, позд­ней­ше­му ска­за­нию Ἀηδών так­же дочь Пан­да­рея, но она заму­жем за худож­ни­ком Поли­тех­ном Коло­фон­ским (в Лидии); поль­зу­ет­ся таким сча­стьем в сво­ем супру­же­стве, что в гор­дом само­обо­льще­нии вооб­ра­жа­ет, буд­то пре­вос­хо­дит сча­стьем люб­ви Зев­са и Геру; тогда Гера посы­ла­ет Эриду; та воз­буж­да­ет меж­ду супру­га­ми спор и сорев­но­ва­ние. Стре­мясь победить друг дру­га, они ста­ли работать каж­дый над про­из­веде­ни­я­ми сво­его искус­ства, он сде­лал крес­ло, она ткань, и с помо­щью Геры жена оста­лась победи­тель­ни­цей. Про­иг­рав­ший дол­жен был пода­рить выиг­рав­ше­му рабы­ню. Раз­дра­жен­ный неуда­чей, Поли­техн при­во­дит к жене в каче­стве рабы­ни сест­ру ее Хелидо­ниду, кото­рую он меж­ду тем обес­че­стил. Аедон при­ня­ла мни­мую рабы­ню, не узнав в ней сест­ры. Одна­жды у коло­д­ца Хелидо­нида опла­ки­ва­ла свое горе; сест­ра ее под­слу­ша­ла, узна­ла ее, узна­ла о поступ­ке сво­его мужа; тогда они вдво­ем уби­ва­ют Ити­ла и его мясо пода­ют как пищу Поли­тех­ну. Уга­дав, чем его уго­ща­ют, Поли­техн в страш­ной яро­сти погнал­ся за сест­ра­ми и пре­сле­до­вал их до само­го дома их отца; но боги сжа­ли­лись над несчаст­ной семьей и пре­вра­ти­ли Пан­да­рея — в мор­ско­го орла, мать Аедо­ны в одну мор­скую пти­цу, Поли­тех­на в пели­ка­на, Аедо­ну в соло­вья, а Хелидо­ниду в ласточ­ку (An­ton. Lib. 11). Ср. Phi­lo­me­la.

См. также:
АЭДОНА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 23.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА