ЭГИ́НА
Aegīna, Αἰγίνη, позднее Αἴγινα, н. Эгина или Энгия, остров в Сароническом заливе между Арголидою и Аттикою, не многим более 2 кв. миль величиной, в большей части горист (Τριπυργία, Πανελλήνιον), на равнинах (на западе) чрезвычайно плодороден; в почве обильные залежи ценной глины, которую употребляли для выделки превосходной посуды (отс. χυτρόπωλις). По народному сказанию, Зевс принес Эгину, дочь флиасийского речного бога Асопа, на этот остров, тогда называвшийся Ойноною; здесь Эгина родила Эака (см. Aeacus); затем Зевс населил остров мирмидонами. Это сказание указывает на колонизацию из Флиунта и Фтии. После того как Эакиды оставили остров, а именно Теламон ушел на Саламин, а Пелей в Фтию, этнографический характер населения (Αἰγινῆται), вследствие прихода сюда новых поселенцев из Епидавра, сделался существенно дорическим (Hdt. 8, 46) и история Эгины была тесно связана с историей Епидавра, особенно в половине VIII в., во время тирании Фейдона, того самого, который, как говорят, первый стал чеканить серебряную монету. Однако около 540 г. эгинцы вышли из-под зависимости от Епидавра и настолько развили свою торговлю и морские силы, что сами стали основывать колонии (Кидония на Крите, Эгинет в Пафлагонии). Немало содействовали они успеху борьбы против персов. В битве при Саламине эгинцы кроме кораблей, необходимых для защиты их родного острова, выставили еще 30 трирем для союзного греческого флота и получили первую награду за храбрость. Hdt. 5, 83. 8, 46 и 93. Вскоре, однако, это значительное могущество эгинцев возбудило зависть соседей их, афинян, которым и удалось в войну с Коринфом, Епидавром и Эгиной разбить близ этого острова флот эгинцев; а затем эгинцы должны были (457 г.) срыть свои стены, выдать корабли и платить дань. Позднее (431 г.) жители были даже совершенно прогнаны с острова афинянами и, по указанию лакедемонян, поселились в области Фиреатиде. Хотя в 404 г. Лисандр и переселил их обратно на Эгину, могущество и благосостояние этого острова были уже сокрушены. Позднее остров Эгина принадлежал к Ахейскому союзу, затем этолянам, Атталу Пергамскому и наконец римлянам, под властью которых остров сохранял номинальную автономию. Богато разукрашенный портовый город Эгина находился на западном берегу и имел две, отчасти искусственно, посредством молов, устроенные гавани; в городе находился Αἰάκειον, храм Эака, в котором хранились и венки, получаемые на Эакеях, т. е. на празднике, совершавшемся в честь Эака (Pind. Nem. 5, 53); далее к середине острова лежал город Οἴη. На Панеллении стоял храм Зевса. Но не отсюда, а из одного храма Афины взяты находящиеся теперь в мюнхенской глиптотеке фронтонные группы, из которых одна изображает борьбу за тело Ахилла, другая, вероятно, борьбу за труп Оикла, боевого товарища Геракла при взятии Трои. Известен в истории искусств эгинский стиль; отличительная черта его та, что, стараясь выразить пластическую индивидуальность и быть близким природе, он в то же время остается верным традиционным типам богов более, чем стиль аттический. Замечательными мастерами эгинского пошиба были: Каллон, Анаксагор, Главкий, Симон, Онат. Из многообразных предметов торговли эгинцев особенно замечательна эгинская бронза, приближающаяся по достоинству к коринфской и делосской, и множество галантерейных и мелких вещей, почему под именем Αἰγιναία ἐμπολή подразумеваются всякого рода мелкие товары, безделушки. Как густо было население острова, показывает известие, по которому на Эгине жило