ДИАЛОГ (греч. dialogos — разговор между двумя или несколькими лицами). Сформировавшиеся в древних произведениях диалоги использовал в своей прозе Платон под влиянием диалектики Сократа. Сохранилось ок. 25 подлинных диалогов, в которых Платон популяризировал свою систему. Основываясь на этих диалогах, молодой Аристотель создал особый тип диалога — парные речи с подготовленным введением. С упадком платонизма диалоги потеряли свое значение, уступив место диатрибам. Новую жизнь вдохнули в них во времена Империи Дион из Прусы, Плутарх («Moralia»), Лукиан, использовавший их в своих сатирических шутках, а также Афиней. В Риме диалоги служили прежде всего литературной формой для специальных сочинений: Брут (право), Варрон (сельское хозяйство), Цицерон (риторика). Последний, опираясь преимущественно на опыт Аристотеля, использовал диалоги для изложения философских мыслей («Тускуланские беседы»). Традиции Цицерона (по форме и содержанию) сохранились в диалогах всей последующей римской литературы этого жанра (Тацит, Минуций Феликс, Макробий, Августин). В эпоху гуманизма диалог получил новое значение политического диспута или философского спора (Эразм Роттердамский, Гуттен), а также узкоспециальные беседы (Георг Агрикола о строении гор). Дальнейшее распространение этот жанр получил во времена Гёте. Диалог является существенным элементом драмы. Первоначально он происходил между двумя, со времен Софокла — между тремя актерами (или актерами и руководителем хора), содержал преимущественно обмен мнениями, мыслями. Средством подъема напряжения диалога является стихомифия.