Словарь античности

ДИАЛОГ (греч. dia­lo­gos — раз­го­вор меж­ду дву­мя или несколь­ки­ми лица­ми). Сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся в древ­них про­из­веде­ни­ях диа­ло­ги исполь­зо­вал в сво­ей про­зе Пла­тон под вли­я­ни­ем диа­лек­ти­ки Сокра­та. Сохра­ни­лось ок. 25 под­лин­ных диа­ло­гов, в кото­рых Пла­тон попу­ля­ри­зи­ро­вал свою систе­му. Осно­вы­ва­ясь на этих диа­ло­гах, моло­дой Ари­сто­тель создал осо­бый тип диа­ло­га — пар­ные речи с под­готов­лен­ным введе­ни­ем. С упад­ком пла­то­низ­ма диа­ло­ги поте­ря­ли свое зна­че­ние, усту­пив место диа­т­ри­бам. Новую жизнь вдох­ну­ли в них во вре­ме­на Импе­рии Дион из Пру­сы, Плу­тарх («Mo­ra­lia»), Луки­ан, исполь­зо­вав­ший их в сво­их сати­ри­че­ских шут­ках, а так­же Афи­ней. В Риме диа­ло­ги слу­жи­ли преж­де все­го лите­ра­тур­ной фор­мой для спе­ци­аль­ных сочи­не­ний: Брут (пра­во), Варрон (сель­ское хозяй­ство), Цице­рон (рито­ри­ка). Послед­ний, опи­ра­ясь пре­иму­ще­ст­вен­но на опыт Ари­сто­те­ля, исполь­зо­вал диа­ло­ги для изло­же­ния фило­соф­ских мыс­лей («Туску­лан­ские беседы»). Тра­ди­ции Цице­ро­на (по фор­ме и содер­жа­нию) сохра­ни­лись в диа­ло­гах всей после­дую­щей рим­ской лите­ра­ту­ры это­го жан­ра (Тацит, Мину­ций Феликс, Мак­ро­бий, Авгу­стин). В эпо­ху гума­низ­ма диа­лог полу­чил новое зна­че­ние поли­ти­че­ско­го дис­пу­та или фило­соф­ско­го спо­ра (Эразм Рот­тер­дам­ский, Гут­тен), а так­же узко­спе­ци­аль­ные беседы (Георг Агри­ко­ла о стро­е­нии гор). Даль­ней­шее рас­про­стра­не­ние этот жанр полу­чил во вре­ме­на Гёте. Диа­лог явля­ет­ся суще­ст­вен­ным эле­мен­том дра­мы. Пер­во­на­чаль­но он про­ис­хо­дил меж­ду дву­мя, со вре­мен Софок­ла — меж­ду тре­мя акте­ра­ми (или акте­ра­ми и руко­во­ди­те­лем хора), содер­жал пре­иму­ще­ст­вен­но обмен мне­ни­я­ми, мыс­ля­ми. Сред­ст­вом подъ­ема напря­же­ния диа­ло­га явля­ет­ся сти­хо­ми­фия.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА