ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ МУЗЫКА. Раннехристианские общины восприняли элементы иудейской культовой музыки, восточной и античной поэзии и музыки. Основными формами литургии были евхаристия (месса), сопровождавшая жертвенные пиры, и часовое богослужение (оффициум), происшедшее от вигилий. Молитвы и проповеди сочетались с пением псалмов и гимнодия. Отдельные строки библейских псалмов клали на мелодию с повторяющимися декламационными ударениями. Наиболее распространенным было респонсориальное пение, причем молящиеся подпевали рефрен (чаще всего следуя за солистом — антифонное пение). Гимнодия являлась новшеством и включала различные формы — от художественной ритмической прозы до метрических или акцентных стихов, исполнявшихся солистами или хором. Кроме как в домашних пиршествах, музыкальные инструменты христиане не использовали. Если не считать оксиринхского гимна (3 в.), мелодии стали записываться впервые в 9—10 вв., поэтому сведения о раннем периоде можно почерпнуть только из литературных источников. Отцы церкви греческого Востока и латинского Запада писали мелодии в основном для христианского церковного пения, дав новую жизнь позднеантичным музыкальным воззрениям (сферическая гармония, численная символика, этическая ценность, аллегорическое значение музыки). С государственным признанием христианства при Константине Великом в 313 оформились церковное искусство и литургия. В ходе борьбы религиозных направлений различные ее участники использовали текст песнопений как средство пропаганды. Антифонный способ — попеременное пение двух хоров — утвердился в Милане при Амвросии в 386. Прогрессивным явлением были амвросианские гимны с их популярной строфической формой (ямбический восьмисложник) и преимущественно силлабической мелодикой. После раздела Римской империи (395) наряду с церковью Византийской империи, продолжавшей существовать еще тысячелетие, развивались различные национальные церкви с собственными типами литургии: восточно- и западносирийская, армянская, коптская и эфиопская. Одноголосое пение в богослужениях католической церкви принято называть григорианским хоралом (по имени папы Григория I, систематизировавшего церковную службу). Благодаря союзу Каролингов с папством новоримские песнопения были введены во всем франкском государстве, за исключением Милана, где сохранялась литургия Амвросия. Региональные традиции были вытеснены официальным римским хоралом. Вплоть до наших дней григорианский хорал является обязательной музыкой во всей римско-католической церкви.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.