Словарь античности

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ МУЗЫКА. Ран­не­хри­сти­ан­ские общи­ны вос­при­ня­ли эле­мен­ты иудей­ской куль­то­вой музы­ки, восточ­ной и антич­ной поэ­зии и музы­ки. Основ­ны­ми фор­ма­ми литур­гии были евха­ри­стия (мес­са), сопро­вож­дав­шая жерт­вен­ные пиры, и часо­вое бого­слу­же­ние (оффи­ци­ум), про­ис­шед­шее от виги­лий. Молит­вы и про­по­веди соче­та­лись с пени­ем псал­мов и гим­но­дия. Отдель­ные стро­ки биб­лей­ских псал­мов кла­ли на мело­дию с повто­ря­ю­щи­ми­ся декла­ма­ци­он­ны­ми уда­ре­ни­я­ми. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным было респон­со­ри­аль­ное пение, при­чем моля­щи­е­ся под­пе­ва­ли рефрен (чаще все­го сле­дуя за соли­стом — анти­фон­ное пение). Гим­но­дия явля­лась нов­ше­ст­вом и вклю­ча­ла раз­лич­ные фор­мы — от худо­же­ст­вен­ной рит­ми­че­ской про­зы до мет­ри­че­ских или акцент­ных сти­хов, испол­няв­ших­ся соли­ста­ми или хором. Кро­ме как в домаш­них пир­ше­ствах, музы­каль­ные инстру­мен­ты хри­сти­ане не исполь­зо­ва­ли. Если не счи­тать окси­ринх­ско­го гим­на (3 в.), мело­дии ста­ли запи­сы­вать­ся впер­вые в 9—10 вв., поэто­му сведе­ния о ран­нем пери­о­де мож­но почерп­нуть толь­ко из лите­ра­тур­ных источ­ни­ков. Отцы церк­ви гре­че­ско­го Восто­ка и латин­ско­го Запа­да писа­ли мело­дии в основ­ном для хри­сти­ан­ско­го цер­ков­но­го пения, дав новую жизнь позд­не­ан­тич­ным музы­каль­ным воз­зре­ни­ям (сфе­ри­че­ская гар­мо­ния, чис­лен­ная сим­во­ли­ка, эти­че­ская цен­ность, алле­го­ри­че­ское зна­че­ние музы­ки). С государ­ст­вен­ным при­зна­ни­ем хри­сти­ан­ства при Кон­стан­тине Вели­ком в 313 офор­ми­лись цер­ков­ное искус­ство и литур­гия. В ходе борь­бы рели­ги­оз­ных направ­ле­ний раз­лич­ные ее участ­ни­ки исполь­зо­ва­ли текст пес­но­пе­ний как сред­ство про­па­ган­ды. Анти­фон­ный спо­соб — попе­ре­мен­ное пение двух хоров — утвер­дил­ся в Милане при Амвро­сии в 386. Про­грес­сив­ным явле­ни­ем были амвро­си­ан­ские гим­ны с их попу­ляр­ной стро­фи­че­ской фор­мой (ямби­че­ский вось­ми­слож­ник) и пре­иму­ще­ст­вен­но сил­ла­би­че­ской мело­ди­кой. После разде­ла Рим­ской импе­рии (395) наряду с цер­ко­вью Визан­тий­ской импе­рии, про­дол­жав­шей суще­ст­во­вать еще тыся­че­ле­тие, раз­ви­ва­лись раз­лич­ные нацио­наль­ные церк­ви с соб­ст­вен­ны­ми типа­ми литур­гии: восточ­но- и запад­но­си­рий­ская, армян­ская, копт­ская и эфи­оп­ская. Одно­го­ло­сое пение в бого­слу­же­ни­ях като­ли­че­ской церк­ви при­ня­то назы­вать гри­го­ри­ан­ским хора­лом (по име­ни папы Гри­го­рия I, систе­ма­ти­зи­ро­вав­ше­го цер­ков­ную служ­бу). Бла­го­да­ря сою­зу Каро­лин­гов с пап­ст­вом ново­рим­ские пес­но­пе­ния были введе­ны во всем франк­ском государ­стве, за исклю­че­ни­ем Мила­на, где сохра­ня­лась литур­гия Амвро­сия. Регио­наль­ные тра­ди­ции были вытес­не­ны офи­ци­аль­ным рим­ским хора­лом. Вплоть до наших дней гри­го­ри­ан­ский хорал явля­ет­ся обя­за­тель­ной музы­кой во всей рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА