ЕВРЕИ, историческая общность людей, сложившаяся в процессе переселения семитских кочевых племен в Палестину, происходившего, по всей видимости, на рубеже 13 и 12 вв. до н. э. Конец их государственной самостоятельности был положен в 1—2 вв. н. э., когда римляне подавили восстания 66—70 и 132—135. С этого периода евреи существовали в диаспоре, рассеянные по всему миру; диаспора евреев началась, однако, гораздо раньше, будучи следствием ряда исторических причин. Религиозным ядром, вокруг которого формировалась их государственность, был строгий монотеизм — почитание бога Яхве, считавшегося также законодателем. Процесс формирования государства завершился ок. 1000 до н. э. созданием Израильско-иудейского царства. По преданию, первым царем был Саул из колена Вениаминова. При его преемниках Давиде и Соломоне (из колена Иудина) Израильско-иудейское царство со столицей в Иерусалиме достигло своего расцвета. После смерти царя Соломона царство распалось на два — Израильское (на севере) и Иудейское (на юге). В последующие столетия древнееврейские государства стали объектом нападения более крупных государств. В 586 до н. э. было уничтожено Иудейское царство, наиболее зажиточные и знатные евреи были переселены в г. Вавилон («Вавилонское пленение»). Спасение своего национального единства и самосознания евреи нашли в религии и тем самым обособились от других народов. Это стремление к обособлению, сохранившееся и в диаспоре как реакция на непрекращающиеся гонения, в современном сионизме объясняется мистически — как знак избранности евреев и их особой роли в мировой истории. Классовые противоречия приобретали форму религиозных. На рубеже двух эр сформировались четыре религиозно-политических группировки — саддукеи, фарисеи, зелоты и ессеи. Саддукеи были партией аристократов. Они объединялись с власть имущими и придерживались консервативных взглядов в области религии. Фарисеи представляли средние слои, враждовали с саддукеями и, находя поддержку в народе, постоянно выступали против царя и иноземной власти; вместе с тем, они всегда были готовы пойти на компромисс. Зелоты, партия неимущих, к которым примыкали земледельцы, мелкие ремесленники и рыбаки, ожидали прихода Мессии — божественного спасителя, борца — и хотели вооруженным путем способствовать установлению эпохи его царства. Ессеи, как и фарисеи, были представителями того движения, которое сформировалось как реакция на эллинизацию евреев. Для того, чтобы молитвами и аскезой подготовить себя к концу света, который, как они считали, должен вот-вот наступить, ессеи жили замкнутыми общинами, основой их жизни был первобытный коммунизм мистического свойства; в некоторых точках соприкасавшийся с палеохристианством; ессеи строго придерживались многочисленных религиозных предписаний. После второй мировой войны на западном побережье Мертвого моря были найдены рукописи сочинений ессейского круга, появившихся между 200 до н. э. и 200 н. э. В них содержится новый интересный материал, касающийся ессейства. Он показывает с еще большей очевидностью, что ессейство представляет собой этап в процессе возникновения и распространении раннего христианства.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.