Словарь античности

ЕРЕСЬ (греч. hai­re­sis — осо­бое веро­уче­ние), в позд­ней антич­но­сти уче­ние вероот­ступ­ни­ков, хри­сти­ан­ских обособ­лен­ных групп во вре­мя схизм (греч. рас­кол), отде­ле­ние от глав­ной церк­ви без изме­не­ния осно­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов и догм в уче­нии. Углуб­ле­ние рас­ко­ла вызы­ва­лось пере­пле­те­ни­ем идео­ло­ги­че­ских аспек­тов с соци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми или этни­че­ски­ми фак­то­ра­ми, вме­ша­тель­ст­вом государ­ства, рав­но как и раз­ли­чи­я­ми цер­ков­но-поли­ти­че­ских про­грамм епи­ско­пов орто­док­саль­ной церк­ви или ере­ти­че­ских сект. В 1 в. суще­ст­во­ва­ли ере­си иудей­ской и элин­но-гно­сти­че­ской при­ро­ды. До сер. 2 в. ере­си был под­вер­жен Еги­пет. Малая Азия и Сирия дол­гое вре­мя про­дол­жа­ли оста­вать­ся так­же ере­ти­че­ски­ми. С 4 в. раз­ви­ваю­щий­ся дона­тизм и рас­хож­де­ния в обла­сти три­ни­тар­ных и хри­сто­ло­ги­че­ских про­блем (напри­мер, ари­ане, несто­ри­ане, моно­фи­зи­ты) при­ве­ли к тяже­лым рас­ко­лам церк­ви. Совре­мен­ное като­ли­че­ское цер­ков­ное пра­во пони­ма­ет под ере­сью про­ти­во­ре­чия с цер­ков­ны­ми дог­ма­ми, под схиз­мой — отказ от пови­но­ве­ния папе рим­ско­му.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА