ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Развитие греческого естествознания от ионийской натурфилософии до эллинистической науки включительно происходило быстрыми темпами. Затем наступил период застоя, продолжавшийся до Возрождения. Возникновение науки знаменуется преодолением наивных мифологических представлений, переносящих на природу структуру общественных отношений, и началом спекуляций о происхождении и материальной первооснове мира. Первым важным завоеванием греческой науки была критическая оценка деятельности человеческих органов чувств (например, у софистов). Отдаленные подступы к эксперименту, обнаруживаемые у Анаксагора, Демокрита, Гиппократа, не получили позднее сколько-нибудь заметного продолжения. Правильность научного предвидения могла быть проверена лишь там, где природа сама предъявляла доказательства: в медицинской прогностике, в области астрономических расчетов. Наука не была ориентирована на совершенствование техники. Античное естествознание оставалось чисто теоретическим умозрением природы и тяготело к самодовлеющему знанию, обладание которым приличествовало свободному человеку. Так, открытие паровой энергии не получило практического применения, а было использовано для создания технических игрушек, т. н. «автоматов». Отдельные ветви науки — математика, физика, астрономия, — достигшие крупных результатов в эпоху эллинизма, находились под влиянием того или иного философского направления; это относится и к медицине, несмотря на то что гиппократовской школе первоначально была свойственна тенденция освободиться от чисто философских умозрений. В зоологии и ботанике утвердилась логическая систематика Аристотеля как наилучший способ классификации объектов животного и растительного мира. Наиболее тесная связь с практикой наблюдалась в медицине и механике, обслуживающей область военной техники. Показательно существование псевдонаук, таких, как астрология, толкование снов, алхимия. Последняя придала некоторый импульс науке на ее пути к познанию природы.