ЭСХИ́Л
Aeschўlus, Αἰσχύλος, афинянин из дема Елевсина, сын Евфориона, из благородной аттической фамилии, родился в ол. 63, 4 (525 г.), сражался при Марафоне, Саламине и Платее,
Трагическое искусство и произведения Эсхила. Эсхила можно по справедливости назвать творцом и «отцом трагедии». Все, что сделано было до него Фесписом и другими, можно считать только несовершенными попытками сценического изображения; это были песни, исполнявшиеся хором на празднествах Диониса; появление единственного актера служило только к тому, чтобы наполнить перерывы между песнями. Эсхил присоединил еще второго актера (δευτεραγωνιστής) и, таким образом, впервые создал возможность драматического диалога; последний, впрочем, достигает полного своего развития лишь после того, как Софокл ввел еще третьего актера. Но уже Эсхил сделал главной частью пьесы диалог и драматическое действие, поставив в тесную связь с последним, подчинив ему и ограничив в объеме лирические партии хора. Эсхил установил также известный запас принадлежностей сценического исполнения (σκευοποιἱα): усовершенствовал маски, дал актерам котурны и так называемый ὄγκος, благодаря которым актеры казались выше обыкновенного роста, одел актеров в длинные, до полу, роскошные одежды, — словом, старался придать их внешности во всех отношениях характер величия и торжественности. См. ludi scaenici. Украсил и усовершенствовал обстановку сцены, применив для этой цели живопись и некоторые машины; подробности см. под словом theatrum. Во всем Эсхил принимал сам деятельное участие. Не только, согласно обычаю, он сам являлся актером в своих пьесах, но управлял и хором (был χοροδιδάσκαλος), обучал хор танцам и сам выдумывал новые хороводы, сам заведовал всей подготовкой к сценическому исполнению драм.
Трагедии Эсхила отличаются величественным, исполненным достоинства, возвышенным характером; способ выражения в них смел, полон оригинальных образов, представляет множество необычных, особенно сложных слов. Экономия его пьес весьма проста, план лишен внутренних усложнений и запутанностей; развитие действия идет гладко, без задержек и уклонений, прямо направляясь к своей цели, причем некоторые моменты изображаются слишком широко и подробно. В целом трагедии Эсхила носят на себе еще довольно сильный отпечаток влияний эпической техники, и только обильная примесь размышлений теологических, ифических и т. п. отличает их от наивности эпического стиля. Сюжеты Эсхил заимствовал из считавшихся гомеровскими поэм эпического цикла; говорят, трагик сам называл свои произведения «крохами, падающими от богатой трапезы Гомера». Во всех пьесах сказывается мысль, что участью людей с неумолимой строгостью управляет сила судьбы. Но эта судьба не есть внешняя, слепая необходимость законов природы, а недоступная пониманию божественная сила, карающая людей за стремление преступать границу возможного для их слабых средств. Эсхиловские характеры идеальны; они проявляют самую высокую энергию чувства, твердую, непреклонную волю. Высоким идеализмом своих воззрений и нравственного настроения Эсхил был, без сомнения, обязан отчасти всеобщему благородному воодушевлению эпохи Персидских войн. Каждое отдельное целое (дидаскалия), с которым Эсхил выступал на состязании в один из праздников Диониса, содержало в себе 4 пьесы: 3 трагедии, по большей части связанные между собой родством содержания (трилогия), и одну сатирическую драму. Все вместе называлось также тетралогией. См. τετραλογία. Из многочисленных произведений Эсхила (их насчитывают по заглавиям свыше 70) сохранилось только 7:
1) Προμηθεὺς δεσμώτης, или первая, или средняя пьеса той тетралогии, к которой принадлежали: Προμηθεὺς πυρφόρος и Προμηθεὺς λυόμενος. Прометея в наказание за то, что он, против воли Зевса, похитил у богов и принес людям огонь, приковывают к голому утесу в безлюдной пустыне; он терпит страшные муки, но ничто не может его заставить подчиниться высшей силе. Среди смятения стихий, при сверкании молний и раскатах грома, он низвергается в недра земли.
2) Πέρσαι, историческая драма, получившая заглавие от хора; изображает поражение Ксеркса в битве при Саламине, поставлена в 472 г.
3) Ἑπτὰ ἐπὶ Θήβας поставлена в 467 г., сюжет: борьба Етеокла и Полиника.
4—
7) Ἱκέτιδες, «умоляющие о защите»: Данай и его дочери находят приют в Аргосе, куда они бежали от преследований сыновей Эгипта, хотевших насильно взять Данаид себе в жены. К сожалению, текст эсхиловских трагедий (особенно «Орестии» и «Умоляющих») сильно пострадал от множества пропусков, извращений и произвольных вставок. Древнейшая рукопись — флорентийская XI в. (Mediceus A.).
Издания: C. G. Schütz (3-е изд., 1809—