ЭСИМНЕ́Т
Αἰσυμνήτης,
1) см. Eurypylus (Эврипил);
2) слово, составленное, может быть, из αἶσα (justa portio) и μιμνήσκω (помнящий о равной доле, о справедливости); в «Одиссее» (8, 258) означает выборных распорядителей состязаний; в некоторых государствах, напр. в Киме, Халкедоне, это было постоянное обозначение некоторых должностных лиц и судей. В более тесном смысле эсимнетом называлось такое лицо, которое при равновесии сил враждующих партий становилось во главе государства в качестве правителя или третейского судьи для восстановления мирных отношений; такие эсимнеты назначались то пожизненно, то на определенный срок, то впредь до исполнения возложенного на них поручения (ἦρχον δὲ οί μὲν διὰ βίου τὴν ἀρχὴν ταύτην, οἱ δὲ μέχρι τινῶν ὡρισμένων χρόνων ἢ πράξεων. Aristot. pol. 3, 9, 5). По неограниченности их власти их называют и тиранами, хотя неправильно, т. к. это не была власть своевольно присвоенная, а полученная по поручению от государства (ср. Aristot. pol. 4, 8, 2), иногда, может быть, именно для предохранения от тирании. С бо́льшим правом можно сравнивать их с римскими диктаторами. Много общего имеют они также с законодателями (ср. leges). Известнейший из эсимнетов (или, правильнее сказать, единственный правитель, в дошедших до нас исторических известиях прямо обозначаемый этим именем) — это Питтак Митиленский. Около 620 г. в Митилене разразилась борьба демоса с аристократией, к которой принадлежал и поэт Алкей. Благодаря этому междоусобию, во главе государства стал Меланхр; против последнего соединились партии Алкея и Питтака. Меланхр был побежден и убит. Для улаживания раздоров, возобновившихся теперь между аристократией и демосом, которым предводительствовал Питтак, последний избран был на 10 лет в эсимнеты. «Самый знаменитый пример в этом роде представляет нам история Афин, когда после ожесточенной борьбы партии согласились дать полномочия Солону для установления мира и дарования законов. Должно быть, и законодательство Залевка у италийских локров, около половины 7 в., равно как и несколько более позднее законодательство Харонда у катанцев в Сицилии вышли из такого рода полномочий». Schoemann, griech. Alterth. 1, 158 сл.