Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭСИМНЕ́Т

Αἰσυμ­νή­της,

1) см. Eury­py­lus (Эври­пил);

2) сло­во, состав­лен­ное, может быть, из αἶσα (jus­ta por­tio) и μιμ­νήσκω (пом­ня­щий о рав­ной доле, о спра­вед­ли­во­сти); в «Одис­сее» (8, 258) озна­ча­ет выбор­ных рас­по­ряди­те­лей состя­за­ний; в неко­то­рых государ­ствах, напр. в Киме, Хал­кедоне, это было посто­ян­ное обо­зна­че­ние неко­то­рых долж­ност­ных лиц и судей. В более тес­ном смыс­ле эсим­не­том назы­ва­лось такое лицо, кото­рое при рав­но­ве­сии сил враж­дую­щих пар­тий ста­но­ви­лось во гла­ве государ­ства в каче­стве пра­ви­те­ля или тре­тей­ско­го судьи для вос­ста­нов­ле­ния мир­ных отно­ше­ний; такие эсим­не­ты назна­ча­лись то пожиз­нен­но, то на опре­де­лен­ный срок, то впредь до испол­не­ния воз­ло­жен­но­го на них пору­че­ния (ἦρχον δὲ οί μὲν διὰ βίου τὴν ἀρχὴν ταύ­την, οἱ δὲ μέχ­ρι τι­νῶν ὡρισ­μέ­νων χρό­νων ἢ πρά­ξεων. Aris­tot. pol. 3, 9, 5). По неогра­ни­чен­но­сти их вла­сти их назы­ва­ют и тира­на­ми, хотя непра­виль­но, т. к. это не была власть свое­воль­но при­сво­ен­ная, а полу­чен­ная по пору­че­нию от государ­ства (ср. Aris­tot. pol. 4, 8, 2), ино­гда, может быть, имен­но для пред­о­хра­не­ния от тира­нии. С бо́льшим пра­вом мож­но срав­ни­вать их с рим­ски­ми дик­та­то­ра­ми. Мно­го обще­го име­ют они так­же с зако­но­да­те­ля­ми (ср. le­ges). Извест­ней­ший из эсим­не­тов (или, пра­виль­нее ска­зать, един­ст­вен­ный пра­ви­тель, в дошед­ших до нас исто­ри­че­ских изве­сти­ях пря­мо обо­зна­чае­мый этим име­нем) — это Пит­так Мити­лен­ский. Око­ло 620 г. в Мити­лене раз­ра­зи­лась борь­ба демо­са с ари­сто­кра­ти­ей, к кото­рой при­над­ле­жал и поэт Алкей. Бла­го­да­ря это­му меж­до­усо­бию, во гла­ве государ­ства стал Мелан­хр; про­тив послед­не­го соеди­ни­лись пар­тии Алкея и Пит­та­ка. Мелан­хр был побеж­ден и убит. Для ула­жи­ва­ния раздо­ров, воз­об­но­вив­ших­ся теперь меж­ду ари­сто­кра­ти­ей и демо­сом, кото­рым пред­во­ди­тель­ст­во­вал Пит­так, послед­ний избран был на 10 лет в эсим­не­ты. «Самый зна­ме­ни­тый при­мер в этом роде пред­став­ля­ет нам исто­рия Афин, когда после оже­сто­чен­ной борь­бы пар­тии согла­си­лись дать пол­но­мо­чия Соло­ну для уста­нов­ле­ния мира и даро­ва­ния зако­нов. Долж­но быть, и зако­но­да­тель­ство Залев­ка у ита­лий­ских локров, око­ло поло­ви­ны 7 в., рав­но как и несколь­ко более позд­нее зако­но­да­тель­ство Харон­да у катан­цев в Сици­лии вышли из тако­го рода пол­но­мо­чий». Schoe­mann, griech. Al­terth. 1, 158 сл.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 38—39.
См. по теме: КИПАРИС • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ДАДУХИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА