Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭФИО́ПЫ

Aethio­pes, Αἰθίοπες, Αἰθιοπία. Судя по эти­мо­ло­гии (αἴθω-ὤψ), гре­ки пер­во­на­чаль­но назы­ва­ли эфи­о­па­ми все наро­ды с тем­ным цве­том кожи, как оби­та­те­лей Южной Азии (Гед­ро­сии), так и насе­ле­ние вер­хо­вьев Нила; таким обра­зом, это наиме­но­ва­ние встре­ча­ет­ся даже на Само­фра­кии и Лес­бо­се; так же назы­ва­ют­ся и ама­зон­ки. У Гоме­ра и дру­гих поэтов эфи­о­пы — оби­та­те­ли самых даль­них кон­цов зем­ли; народ эфи­оп­ский делит­ся на две части, т. е. эфи­о­пы зани­ма­ют запад­ный и восточ­ный края южно­го поя­са зем­ли (Od. 1, 23), те места, где солн­це при зака­те и вос­хо­де так близ­ко под­хо­дит к зем­ле, что люди чер­не­ют от его лучей; едва ли Гомер разу­мел здесь разде­ле­ние Нилом или Ара­вий­ским зали­вом (Stra­bo). По Od. 4, 84, эфи­о­пы соседи сидон­цев и ерем­бов и живут у оке­а­на (Il. 23, 206); они «непо­роч­ные» (ἀμύ­μονες) дру­зья богов; послед­ние часто к ним при­хо­дят и при­ни­ма­ют от них гека­том­бы (Il. 1, 423). Когда хоте­ли выра­зить мысль, что боги поки­ну­ли тот мир, в кото­ром живут люди, то гово­ри­ли, что боги отпра­ви­лись на самый даль­ний край зем­ли к бого­бо­яз­нен­ным эфи­о­пам. Вери­ли, что в самых даль­них стра­нах, на кон­це све­та, живут бла­го­че­сти­вые, люби­мые бога­ми наро­ды, эфи­о­пы, гипер­бо­реи, подоб­но тому как в отда­лен­ней­шее про­шлое поме­ща­ли золо­той век.

Эфи­о­пы, о кото­рых зна­ет исто­рия, делят­ся, по Геро­до­ту, на две народ­но­сти (7, 70): восточ­ных эфи­о­пов с глад­ки­ми воло­са­ми, оби­тав­ших до Индии вклю­чи­тель­но (Киперт при­зна­ет за них тем­но­ко­жих жите­лей Гед­ро­сии), и запад­ных, самых кур­ча­во­во­ло­сых меж­ду все­ми наро­да­ми. В более тес­ном смыс­ле под эфи­о­па­ми разу­ме­ют наро­ды, жив­шие по вер­хо­вьям Нила «выше Егип­та» (Hdt. 2, 146). Обще­го тузем­но­го назва­ния для них (подоб­но­го ново­му назва­нию Габеш) в древ­но­сти не упо­ми­на­ет­ся, может быть, тако­го и не суще­ст­во­ва­ло, по край­ней мере, нель­зя опре­де­лить, было ли вет­хо­за­вет­ное назва­ние Куш тузем­ным или употреб­ля­лось толь­ко семи­та­ми. Куль­тур­ным пунк­том той стра­ны была в древ­но­сти Мероя (раз­ва­ли­ны ассур­ские близ Шен­ди), заме­ча­тель­ная по пира­мидам и дру­гим построй­кам; после упад­ка Мерои явля­ет­ся Нубий­ское цар­ство, управ­ля­е­мое жен­щи­ной (Канда­ке); при Авгу­сте рим­ляне поко­ри­ли его, но вско­ре опять оста­ви­ли. В восточ­ных при­бреж­ных горах у Ара­вий­ско­го зали­ва жили тро­гло­ди­ты, ихтио­фа­ги и т. п. По Геро­до­ту, эфи­о­пы (3, 19 слл.) были самые рос­лые, кра­си­вые и дол­го­веч­ные люди; стра­на их изоби­ло­ва­ла золо­том, сло­но­вой костью и т. п. В Верх­ней Эфи­о­пии, у источ­ни­ков реки Аста­па (Бар-эль-Азрек, голу­бая река), как рас­ска­зы­ва­ют, во вре­ме­на Псам­ме­ти­ха (650 г. до Р. Х.) высе­лив­ша­я­ся из Егип­та часть касты вои­нов — так назы­вае­мые себри­ты — осно­ва­ли цар­ство Аксо­мское, назван­ное так от глав­но­го горо­да Ἄξω­μις или Αὐξού­μη (н. Авк­сум). По сосед­ству с ним Пто­ле­меи осно­ва­ли по мор­ско­му бере­гу коло­нии Арси­ною, Бере­ни­ку и т. д. Весь берег до мыса Ἀρώ­ματα (н. Гвар­да­фуй) назы­вал­ся у гре­ков Бар­ба­ри­кой (это назва­ние сохра­ни­лось в име­ни горо­да Бер­бе­ра) или, по глав­ным про­из­веде­ни­ям этой стра­ны, ἡ κιν­να­μωμο­φόρος, ἡ ἀρω­ματο­φόρος χώ­ρα. Зем­ли по ту сто­ро­ну мыса они назы­ва­ли мест­ным наиме­но­ва­ни­ем Аза­ния (н. Аджан).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 39.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Мемнона (один из любимых учеников Герода Аттика).
Мрамор. 150—160-е гг.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет эфиопа (Мемнон, один из любимых учеников Герода Аттика).
Белый мрамор. 150—160-е гг.
Высота 27,3 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА