Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АГАМЕ́Д

Aga­me­des, Ἀγα­μήδης, сын Ерги­на (стро­и­те­ля), царя орхо­мен­ско­го, вме­сте со сво­им бра­том Тро­фо­ни­ем постро­ив­ший храм Апол­ло­на в Дель­фах и сокро­вищ­ни­цу Гири­ея, царя Гирии, в Бео­тии. В стене это­го зда­ния бра­тья вста­ви­ли один камень так, что сна­ру­жи его лег­ко было вынуть, и по ночам кра­ли богат­ства Гири­ея. Когда нако­нец Ага­мед попал­ся в кап­кан, постав­лен­ный Гири­ем, Тро­фо­ний, чтобы не быть ули­чен­ным, отре­зав бра­ту голо­ву, унес ее с собой; за это он был погло­щен зем­лей на том месте Леба­дей­ской рощи, где потом пока­зы­ва­ли яму Ага­меда (Paus. 9, 37, 7). Здесь устро­ил­ся ора­кул Тро­фо­ния, где вопро­шаю­щие при ноч­ном жерт­во­при­но­ше­нии при­зы­ва­ли, меж­ду про­чим, и Ага­меда.

Совер­шен­но сход­ное ска­за­ние пере­да­ет Геро­дот (2, 121, о сокро­вищ­ни­це еги­пет­ско­го царя Рамп­си­ни­та); веро­ят­но, при элли­ни­за­ции Егип­та оно было туда зане­се­но из Гре­ции и срос­лось с каким-нибудь мест­ным древ­ней­шим ска­за­ни­ем о кра­же сокро­вищ. То же ска­за­ние при­уро­чи­ва­ет­ся к Элиде; здесь Ага­мед, сын Стим­фа­ла, со сво­и­ми сыно­вья­ми, Тро­фо­ни­ем и Кер­ки­о­ном, обкра­ды­ва­ет сокро­вищ­ни­цу Авгия. Тро­фо­ний и Кер­ки­он по смер­ти Ага­меда спа­са­ют­ся бег­ст­вом: пер­вый в Орхо­мен, вто­рой в Афи­ны.

Пин­дар рас­ска­зы­ва­ет (у Plut. de con­so­lat. ad Apoll. 14, ина­че Cic. tusc. 1, 47) о смер­ти Ага­меда и Тро­фо­ния иную сагу: постро­ив храм в Дель­фах, бра­тья про­си­ли пла­ты у Апол­ло­на; тот обе­щал запла­тить им на седь­мой день, и на седь­мую ночь они умер­ли.

См. также:
АГАМЕД (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 42—43.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА