Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АГАМЕ́МНОН

Aga­mem­non, Ἀγα­μέμ­νων, у Гоме­ра сын Атрея (Ἀτρεῖ­δης), царь микен­ский, брат Мене­лая; у дру­гих Ага­мем­нон и Мене­лай назы­ва­ют­ся ино­гда сыно­вья­ми Плейс­фе­на, сына или отца Атре­ева (Apoll. 3, 2, 1. 2); мать их назы­ва­лась Ἀερό­πη; она спер­ва, гово­рят, была заму­жем за Плейс­фе­ном, а затем, по его смер­ти, вышла за Атрея. Атрей велел ее бро­сить в море за ее связь с Фие­стом. Когда Эгисф убил Атрея (см. At­reus) и вме­сте с Фие­стом, сво­им отцом, захва­тил власть в Мике­нах, Ага­мем­нон и Мене­лай бежа­ли в Спар­ту к Тин­да­рею и жени­лись там на его доче­рях, Ага­мем­нон на Кли­тем­не­стре, а Мене­лай на Елене. Затем они изго­ня­ют Фие­ста и Эгис­фа из отцов­ско­го цар­ства, и Ага­мем­нон дела­ет­ся царем Микен (Эсхил назы­вал рези­ден­ци­ей Ага­мем­но­на Аргос), а Мене­лай насле­ду­ет Тин­да­рею в Спар­те. Ага­мем­нон уве­ли­чи­ва­ет еще свои вла­де­ния заво­е­ва­ни­я­ми и дела­ет­ся могу­ще­ст­вен­ней­шим из царей в Гре­ции (под­власт­ные ему горо­да Il. 2, 569). Поэто­му когда бра­тья Атриды созва­ли гре­че­ских царей в поход на Трою, чтоб ото­мстить Пари­су за похи­ще­ние Еле­ны, то Ага­мем­нон был избран пред­во­ди­те­лем все­го вой­ска. Он один при­вел 100 кораб­лей в гавань Авлиды. О при­не­се­нии им в жерт­ву сво­ей доче­ри см. Iphi­ge­nia. Под Тро­ей он один из храб­рей­ших геро­ев, вели­че­ст­вен­ный, цар­ст­вен­ный муж (Il. 1, 91. 2, 477. 3, 166), но созна­ние сво­ей силы дела­ет его высо­ко­мер­ным, и в гне­ве он ино­гда увле­ка­ет­ся до неспра­вед­ли­во­сти. Так он оскорб­ля­ет жре­ца Хри­са и Ахил­ла (Il. 1, см. Troia­num bel­lum), чем навле­ка­ет тяж­кие беды на свое вой­ско. По взя­тии Трои он вме­сте с про­ро­чи­цей Кас­сан­дрой, доче­рью При­а­ма, достав­шей­ся ему в добы­чу, воз­вра­ща­ет­ся домой. Здесь Эгисф, в отсут­ст­вие Ага­мем­но­на соблаз­нив­ший Кли­тем­не­стру, при­гла­ша­ет его к себе и во вре­мя пира уби­ва­ет; соучаст­ни­ца Эгис­фа Кли­тем­не­стра уби­ва­ет Кас­сан­дру (Od. 3, 256. 4, 512. 11, 405). В тра­ги­че­ских обра­бот­ках этой саги Кли­тем­не­стра пред­став­ля­ет­ся более винов­ной, чем Эгисф, и они уби­ва­ют Ага­мем­но­на не на пиру, а в ванне, при­чем Кли­тем­не­стра лиша­ет несчаст­но­го вся­кой воз­мож­но­сти защи­щать­ся, набро­сив на него сет­ча­тое покры­ва­ло (Ae­sch. Agam. 1389 слл.). Дети Ага­мем­но­на и Кли­тем­не­стры (по Il. 9, 142): Ифи­а­насса, Хри­со­фе­ми­да, Лаоди­ка (у тра­ги­ков Элек­тра) и Орест, кото­рый впо­след­ст­вии мстит Кли­тем­не­стре и Эгис­фу за смерть отца. Кикли­ки и тра­ги­ки при­со­еди­ня­ют к назван­ным еще Ифи­ге­нию (веро­ят­но = Ифи­а­насса). Ага­мем­нон был почи­та­ем как герой; ему были постав­ле­ны идо­лы в Ами­к­лах, Олим­пии и дру­гих местах. Неко­то­рые назы­ва­ют Ага­мем­но­на царем лакеде­мон­ским и Ами­к­лы его рези­ден­ци­ей. Он часто изо­бра­жа­ет­ся в про­из­веде­ни­ях пла­сти­че­ско­го искус­ства, заим­ст­ву­ю­щих сюже­ты из тро­ян­ско­го кру­га ска­за­ний.

См. также:
АГАМЕМНОН (Словарь античности)
АГАМЕМНОН (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 43.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна со сценой жертвоприношения Ифигении.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. ТОРЕВТИКА. Греция.
Погребальная маска (т. н. Маска Агамемнона).
Листовое золото, чеканка.
1550—1500 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. МОЗАИКА. Рим.
Гнев Ахилла: Афина появляется, чтобы не дать герою напасть на Агамемнона.
Мозаика из Помпей (дом Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада).
Стеклянная масса.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА