Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АЛКМЕО́Н

Alcmaeo (Alcmaeon), Ἀλκμαίων,

1) сын Амфи­а­рая и Ери­фи­лы (Od. 15, 248); отправ­ля­ясь в поход на Фивы (см. Am­phia­raus, Амфи­а­рай) и зная, что погибнет в этом похо­де, Амфи­а­рай пору­чил сво­им еще мало­лет­ним сыно­вьям, Алк­мео­ну и Амфи­ло­ху, ото­мстить за его смерть Ери­фи­ле. Поэто­му Алк­ме­он, воз­вра­тив­шись из похо­да Эпи­го­нов (см. Ἄδρασ­τος, Адраст), в кото­ром по пове­ле­нию ора­ку­ла был пред­во­ди­те­лем, и узнав, что мать за то, чтобы под­го­во­рить его к уча­стию в похо­де, при­ня­ла в пода­рок пепл (одеж­да в виде покры­ва­ла) Гар­мо­нии, убил Ери­фи­лу или один, или с помо­щью бра­та. Вслед­ст­вие это­го пре­ступ­ле­ния Алк­ме­он подоб­но Оре­сту был пре­сле­ду­ем Эри­ни­я­ми, и его ум пому­тил­ся; но когда он при­шел в Псо­фиду к Фегею, послед­ний очи­стил его от гре­ха и дал ему в жены свою дочь Алфе­си­бойю (или Арси­ною). Алк­ме­он пода­рил ей оже­ре­лье и пепл Гар­мо­нии. Одна­ко им ско­ро опять овла­де­ло поме­ша­тель­ство; дол­гие стран­ст­во­ва­ния при­ве­ли его к устью Ахе­лоя. Здесь, при­дя на недав­но обра­зо­вав­ший­ся от реч­ных нано­сов ост­ров, он почув­ст­во­вал, что душев­ное спо­кой­ст­вие к нему воз­вра­ти­лось, и посе­лил­ся там соглас­но пред­ска­за­нию, обе­щав­ше­му, что он осво­бо­дит­ся от поме­ша­тель­ства, толь­ко при­дя на такую зем­лю, кото­рая еще не суще­ст­во­ва­ла, когда он совер­шил мате­ре­убий­ство. Здесь он соче­тал­ся с Кал­ли­ро­ей, доче­рью Ахе­лоя, и имел от нее детей Акар­на­на и Амфо­те­ра. Отпра­вив­шись добыть для нее из Псо­фиды оже­ре­лье и пепл, он был убит бра­тья­ми Алфе­си­бойи (Apol­lod. 3, 7, 2. 5—7. Thuc. 2, 102). Ему возда­ва­лись боже­ские поче­сти; в Фивах ему воз­двиг­ну­то было свя­ти­ли­ще вбли­зи Пин­да­ро­ва дома, в Псо­фиде пока­зы­ва­ли как свя­ты­ню его гроб­ни­цу. Исто­рия Алк­мео­на была люби­мым сюже­том тра­гедий, но ни одна пье­са это­го содер­жа­ния не дошла до нас. Брат Алк­мео­на Амфи­лох, пред­ска­за­тель, так­же при­ни­мал уча­стие в похо­де Эпи­го­нов и в Тро­ян­ской войне. На обрат­ном пути из Трои он вме­сте с пред­ска­за­те­лем Моп­сом осно­вал в Кили­кии Малл. По Фукидиду (2, 68), Алк­ме­он, вый­дя из Аргоса, осно­вал амфи­ло­хий­ский Аргос (Ἄργος τὸ Ἀμφι­λοχι­κόν) в Акар­на­нии у Амбра­кий­ско­го зали­ва. Отсюда он сно­ва отпра­вил­ся в Кили­кию, но пал в бою про­тив Моп­са. В Мал­ле был ора­кул Амфи­ло­ха; в Оро­пе Амфи­лох был чест­ву­ем вме­сте со сво­им отцом; в Афи­нах и Спар­те его почи­та­ли как героя и пред­ска­за­те­ля. Hom. Od. 15, 248. Thuc. 2, 68. Paus. 3, 15, 6;

2) пра­внук Несто­ра, во вре­мя пере­се­ле­ния дорян в Пело­пон­нес при­шед­ший из Пило­са в Афи­ны; родо­на­чаль­ник зна­ме­ни­то­го рода Алк­мео­нидов;

3) совре­мен­ник и уче­ник Пифа­го­ра, почи­тав­ший бога­ми солн­це, луну и звезды (ani­mum­que prae­te­rea, Cic. n. d. 1, 11, 27);

4) послед­ний пожиз­нен­ный архонт в Афи­нах, 752 г.

См. также:
АЛКМЕОН (Словарь античности)
АЛКМЕОН (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 59—60.
См. по теме: КУРИОН • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА