ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА. Многообразие идеалов человека в античную эпоху было обусловлено конкретно-историческими обстоятельствами и социальными факторами. Уже в гомеровском эпосе, в значительной степени отражавшем идеологию господствовавшей в раннем полисе (аристократический полис) родовой знати, проявилась тенденция рассматривать в качестве идеала не только традиционный образ героя-вождя, но и личность, наделенную чувством моральной ответственности. В поэмах Гомера содержится призыв уважать человеческое достоинство тех, кто оказался на нижней ступени социальной лестницы. Свойственный греческой мифологии антропоморфизм выразился в том, что божества в эпосе Гомера буквально скопированы с людей (сочетание «эпической объективности» с явственно обозначившейся творческой субъективностью), а строгая иерархия сонма олимпийских богов отражает социальную структуру аристократического полиса. У поэта Гесиода, напротив, на образ человека наложил отпечаток горький опыт земледельцев, притесняемых родовой знатью. Миф о «золотом веке» с его обращением к прошлому представляет собой мечту о мире, свободном от угнетения и эксплуатации. Наиболее достойны уважения труд и социальная справедливость. О том, что прежний аристократический идеал человека утратил свою жизненность, свидетельствовали ранние произведения греческой лирической поэзии. Во многих из них, написанных под впечатлением социальной борьбы 7—6 вв. до н. э., выдвигается требование индивидуальной свободы. В стихах поэта Архилоха открыто отвергаются аристократические моральные ценности. Одновременно представители ионийской натурфилософии, преодолевшие мифологическое мышление, способствовали становлению нового идеала человека. В их понимании человек проникнут верой в возможность разума и не вычленен из общекосмической сферы (эволюционная теория антропогенеза Анаксимандра). В 5 в. до н. э. стремительное социально-экономическое, общественно-политическое и культурное развитие демократического полиса породило веру в творческий потенциал человека. Судя по произведениям великих трагических поэтов, далеко не сразу была преодолена тенденция постоянно подчеркивать слабость и беззащитность человека. Для гражданина полиса идеал — предоставление всему свободному населению возможности активно участвовать в политической и культурной жизни (это подчеркивается в приводимой в сочинении Фукидида речи Перикла над телами павших афинских воинов). Эти воззрения были порождены гуманистическими мотивами и привели к появлению идеала гармонически развитой личности (он возник под влиянием разработанного выразителями интересов родовой аристократии учения о калогатии). Однако ограниченность подобного гуманизма заключалась в том, что метеки, рабы и женщины были лишены политических прав. Качественно новое в этом типе идеала человека было порождено стремлением изучить творческий потенциал человека и воздействие на него прогресса культуры (Протагор, Демокрит). В философских учениях большее внимание уделялось проблеме индивидуума (тезис Протагора «человек есть мера всех вещей»). В изобразительном искусстве поиски нового образа человека породили отход от статичности архаического стиля и поиски возможности передать подвижность человеческой фигуры. На начальной стадии кризиса полиса (начало 4 в. до н. э.) усилившиеся индивидуалистические тенденции наряду с попытками выйти из узких полисных рамок привели к отходу от коллективизма. Этика в этот период обогатилась рационалистической моральной теорией Сократа и его осмыслением изречения «познай самого себя». Принявшее широкие масштабы имущественное расслоение граждан породило множество представлений об идеальных типах как человеческой личности, так и общества. Намерение богачей ограничить рабовладельческую демократию и их демонстративное презрение к производительному труду еще более усилило разрыв между ними и массой обедневших граждан. Рост самосознания последних нашел выражение в учении киников, отрицавших государство, официальную религию, общественную мораль и противопоставлявших им новые ценности (космополитизм, прославление тружеников). Наиболее видные идеологи богатых все активнее отстаивали идею воспитания («Paideia»). Одни из них стремились использовать ее исключительно в целях практической политики (Исократ), другие рассматривали ее только в плане «Bios theoretikos» (Платон, Аристотель), поскольку предполагали, что наука может развиваться лишь в сфере мышления, а не в сфере опыта. Аристотель, взяв на вооружение прогрессивные традиции философских учений 5 в., всесторонне проанализировал сущность человека и общества (человек как «общественное существо», этика, основанная на эмпиризме). В эпоху эллинизма в условиях расширения масштабов кризиса полиса и обострения социально-политических противоречий зародилось новое представление о человеке, связанное с поисками разрешения социальных проблем. Идея равенства всех людей и единства их культур (киники, стоицизм) еще более потеснила полисную идеологию, основывающуюся на принципе обособления граждан в рамках одной общины. Зенон описал идеальное государство, в котором равны все — рабы и господа, греки и варвары, мужчины и женщины. Если, однако, эта утопия не сыграла особой роли в общественной жизни, поскольку стоики все больше приспосабливали свои взгляды к существующим порядкам, то созданный Ямбулом утопический образ «государства Солнца», видимо, породил требования ликвидации неравенства, которые встретили отклик широких масс во время восстания Аристоника (132—129 до н. э.). Эпикурейский идеал дружбы создал новые социальные и этические ценности, поскольку среди учеников Эпикура были и женщины, и рабы. Следуя просветительским традициям ионийской натурфилософии, Эпикур активно боролся против суеверий и страха перед богами. Усилившийся интерес к отдельному человеку в философии, литературе и изобразительном искусстве проявился во внимании к его индивидуальным чертам (трактат «Характеры» Теофраста, комедии Менандра, натуралистически выполненные статуи и портреты). В Риме в период ранней Республики такой идеологический принцип как приверженность своему аристократическому роду и государству служил критерием при формировании идеала человеческой личности у представителей господствующего слоя. Они видели высшую ценность человека в приумножении славы своего рода, участии во внешней экспансии и укреплении власти нобилитета. Идеализированные старинные обычаи (mos maiorum) предписывали жить по заветам предков. Необыкновенное мужество в бою, героическая смерть, беспрекословное повиновение и дисциплина считались высшими моральными ценностями, а служба в армии, выполнение обязанностей магистрата и занятие должностей в жреческой коллегии рассматривались как служение общественному благу и возможность проявить себя. Официально признанные нормы поведения утверждались с помощью эпической поэзии (Невий, Энний), историографии (Катон Старший), прославлением традиций, организацией торжественных похорон (лаудация) представителей правящего сословия и составления соответствующих надписей на их могилах (например, элогии Сципиона). Если успехи, достигнутые в социальных столкновениях эпохи ранней Республики, первоначально способствовали подъему самосознания неимущего свободного населения, то по мере ограничения политических прав плебса его идеология менялась, а идеалы обретали сходство с идеалами нобилитета. Свой идеал человека у низших слоев мог возникнуть только на почве религиозных представлений (например, божества — покровители семьи и земельного надела) или под влиянием образов прошлого (например, Сервий Туллий и некоторые другие цари, считавшиеся «добрыми правителями»). Во 2 в. до н. э. под влиянием греческой философии некоторые представители аристократии стали рассматривать в качестве идеала всесторонне развитую личность и выступать за расширение контактов с гражданами других государств. Однако эта тенденция, как и некоторый интерес к рационализму и просветительству (Энний, члены т. н. «кружка Сципиона»), проявлялась только в высших слоях общества. Выработанное в 1 в. до н. э. четкое понятие «Humanitas» («Auctor ad Herennium», Цицерон) представляло собой первую попытку римлян одним термином определить сущность человека. Для Цицерона идеал человека воплотился в образе «совершенного оратора», сочетавшего солидную теоретическую подготовку с активной общественной деятельностью. В эпоху Августа прославление древнеримских доблестей широко использовалось в интересах официальной идеологии принципата. Это нашло отражение как в творчестве поэтов, писавших еще в период поздней Республики (неотерики, Катулл), так и поэтов младшего поколения, которым любовная тематика казалась не менее важной, чем морально-политическое содержание (любовная элегия). В эпоху Империи идея о единстве человеческого рода (влияние стоицизма) сочеталась с концепцией установления мировой гегемонии Римской державы. Для преодоления кризисных явлений предлагалось выработать в себе необходимые моральные качества, позаботиться о культурных ценностях (идеал — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, призыв к спокойствию и невозмутимости у Сенеки Младшего). Выросшее самосознание низших слоев нашло выражение в прославлении производительного труда, в усилении чувства профессиональной гордости, презрении к богатству и роскоши (надписи на надгробных памятниках, сказки, взгляды некоторых киников). Послания ряда иудейских сект, а затем и христианские трактаты свидетельствовали о нарастании недовольства римским владычеством. Раннее христианство, представлявшее собой форму протеста против официальной римской религии и идеологии иудейской жреческой знати, выражало помыслы и чаяния рабов и обездоленных (идеал всеобщего равенства, уважение к бедности и труду, призыв к отказу от собственности). Пессимизм, мистика и идеи ухода от действительности получили широкое распространение в религии и философии эпохи Империи и периода поздней античности, наложили отпечаток на произведения изобразительного искусства и составили содержание нового идеала человека, отличного от идеала эпохи расцвета античной культуры.