Словарь античности

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ (от лат. il­lu­mi­na­re — осве­щать, укра­шать), оформ­ле­ние руко­пи­сей и пер­вых печат­ных изда­ний рисун­ка­ми пером или живо­пи­сью. Уже папи­рус­ные свит­ки Древ­не­го Егип­та укра­ша­лись рисун­ка­ми тушью, напри­мер «Кни­га мерт­вых» и путе­во­ди­тель по загроб­но­му миру эпо­хи Ново­го цар­ства (2-е тыс. до н. э.). В антич­но­сти свит­ки снаб­жа­лись порт­ре­та­ми авто­ров и раз­лич­ны­ми иллю­ст­ра­ци­я­ми. Гре­че­ские папи­рус­ные свит­ки с рисун­ка­ми сохра­ни­лись со 2 в. до н. э. Иллю­ми­ни­ро­ва­ние пере­жи­ва­ет осо­бен­ный рас­цвет с 4 в., когда начи­на­ют употреб­лять­ся пер­га­мент­ные кодек­сы. Т. н. Кве­длин­бург­ские италь­ян­ские фраг­мен­ты (Государ­ст­вен­ная немец­кая биб­лио­те­ка, Бер­лин) содер­жат древ­ней­шие иллю­ст­ри­ро­ван­ные тек­сты хри­сти­ан­ско­го содер­жа­ния. Сти­ли­сти­че­ски близ­ки им «Или­а­да Амвро­си­ан­ская» (Милан) и вати­кан­ская руко­пись Вер­ги­лия (все 4—5 вв.). Осо­бен­но зна­ме­нит «Вен­ский кодекс» Дио­с­ку­рида (6 в.) с 600 цвет­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми рас­те­ний и руко­пись комедий Терен­ция (9 в., Париж).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФИППИЙ • ДАМОСИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА