Словарь античности

ИНТАРСИЯ, вид инкру­ста­ции на дере­вян­ных пред­ме­тах. Древ­ней­шие фор­мы до 6 в. до н. э. огра­ни­чи­ва­лись выло­жен­ны­ми цвет­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, про­ца­ра­пан­ны­ми орна­мен­та­ми и резь­бой по дере­ву; любой белый узор полу­ча­ли из мело­вых или таль­ко­об­раз­ных мате­ри­а­лов (сте­а­тит). С 4 в. до н. э. это искус­ство исполь­зо­ва­лось не толь­ко для укра­ше­ния мебе­ли — цвет­ны­ми поро­да­ми дере­ва, сло­но­вой костью, чере­па­хо­вым пан­ци­рем, рогом, — но так­же для ожив­ле­ния мра­мор­ных поверх­но­стей мра­мор­ны­ми вклю­че­ни­я­ми раз­лич­ных цве­тов или (как в инкру­ста­ции) извест­ной уже в крит­ском искус­стве мас­ки­ров­кой менее цен­ных мате­ри­а­лов под более цен­ные, при­чем образ­цом для интар­сии вре­мен Рим­ской импе­рии слу­жил Мав­зо­лей (гроб­ни­ца Мав­со­ла). Вла­гав­ши­е­ся пла­стин­ки выре­за­лись зара­нее, накла­ды­ва­лись на основ­ное поле и затем акку­рат­но заглуб­ля­лись по кон­ту­ру. Для при­да­ния фор­мы исполь­зо­вал­ся нож, для цвет­ных интар­сий накле­и­ва­лись але­бастр, янтарь, дра­го­цен­ные кам­ни, стек­лян­ный рас­плав. Они долж­ны были быть про­зрач­ны­ми, чтобы через них про­све­чи­вал основ­ной фон.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА