Словарь античности

ИОАНН.

1. Иоанн Зла­то­уст (Хри­зо­стом), род. ок. 350 в Антио­хии, ум. 14.09.407 в ссыл­ке близ Кома­ны (Понт); чрез­вы­чай­но пло­до­ви­тый гре­ко­языч­ный хри­сти­ан­ский автор. Иоанн Зла­то­уст про­ис­хо­дил из знат­ной семьи, изу­чал рито­ри­ку у Либа­ния, полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние в гре­че­ском духе. При­няв кре­ще­ние, стал мона­хом; с 381 по 397 был свя­щен­ни­ком в Антио­хии, в 397 по воле импе­ра­то­ра Арка­дия при­нял сан пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Кри­ти­кой соци­аль­ных недо­стат­ков навлек на себя нена­висть духо­вен­ства и импе­ра­три­цы. Его борь­ба за власть с алек­сан­дрий­ским пат­ри­ар­хом Тео­фи­лом окон­чи­лась тем, что в 403 Иоанн Зла­то­уст был низ­ло­жен и спу­стя год сослан в Малую Арме­нию. Его сто­рон­ни­ки и после­до­ва­те­ли так­же ста­ли под­вер­гать­ся гоне­ни­ям. Бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству запад­ной церк­ви его остан­ки были захо­ро­не­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле в 438. Иоанн Зла­то­уст — автор мно­же­ства про­по­ведей, пане­ги­ри­ков, псал­мов, пре­вос­ход­ных в рито­ри­че­ском отно­ше­нии и цен­ных в отно­ше­нии куль­тур­но-исто­ри­че­ском; сле­ду­ет осо­бо упо­мя­нуть его про­по­веди, про­из­не­сен­ные в 387 в Антио­хии по слу­чаю под­няв­ших­ся там вол­не­ний. Пись­ма Иоан­на Зла­то­уста из ссыл­ки (все­го их 236) так­же пред­став­ля­ют инте­рес для совре­мен­ной исто­ри­че­ской нау­ки. Литур­гии, кото­рые и сего­дня испол­ня­ют­ся в орто­док­саль­ных церк­вах как «литур­гии Иоан­на Зла­то­уста», при­пи­са­ны ему лож­но. Про­зви­ще Зла­то­уст он полу­чил за свое крас­но­ре­чие в 6 в. Для орто­док­саль­ной церк­ви Иоанн Зла­то­уст оста­ет­ся авто­ри­те­том и поныне.

2. Иоанн Дамас­кин, род. ок. 650 в Дамас­ке, умер не позд­нее 753, визан­тий­ский бого­слов, фило­соф, родом из знат­ной хри­сти­ан­ской семьи, сын одно­го из мини­ст­ров хали­фа (мини­ст­ра финан­сов). Стал мона­хом в мона­сты­ре свя­то­го Себастья­на близ Иеру­са­ли­ма (до 700). Ком­пи­ли­руя и систе­ма­ти­зи­руя сочи­не­ния отцов церк­ви, он создал закон­чен­ную систе­му пат­ри­сти­ки, кото­рая ста­ла осно­вой основ для восточ­ной церк­ви и ока­за­ла воздей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние запад­ной схо­ла­сти­ки. Глав­ный труд Иоан­на Дамас­ки­на — «Источ­ник зна­ния»; в нем соче­та­ет­ся нео­пла­то­ни­че­ская кон­цеп­ция бла­га и тео­ло­ги­че­ские идеи. При­над­леж­ность ему трех книг «Sac­ra Pa­ral­le­la», пред­став­ля­ю­щих собой собра­ние изре­че­ний, почерп­ну­тых из Биб­лии и пат­ри­сти­че­ской лите­ра­ту­ры и касаю­щих­ся вопро­сов хри­сти­ан­ско­го обра­за жиз­ни, явля­ет­ся спор­ной. Наряду с гомили­я­ми и агио­гра­фи­че­ски­ми сочи­не­ни­я­ми Иоанн Дамас­кин созда­вал цер­ков­ные пес­но­пе­ния; кро­ме того, он автор попу­ляр­но­го в сред­ние века рома­на «Вар­ла­ам и Иоасаф», в кото­ром чув­ст­ву­ет­ся вли­я­ние индий­ских пре­да­ний и «Апо­ло­гии» Ари­сти­да.

3. Иоанн Фило­пон, род. ок. 470 в Кеса­рии (Пон­тий­ской), ум. ок. 550 в Алек­сан­дрии; гре­че­ский грам­ма­тик, хри­сти­ан­ский тео­лог, про­шед­ший пери­од увле­че­ния нео­пла­то­низ­мом; один из наи­бо­лее раз­но­сто­рон­них авто­ров сво­его вре­ме­ни. Из его фило­соф­ских сочи­не­ний сле­ду­ет упо­мя­нуть трак­тат «Про­тив Прок­ла по вопро­су о веч­но­сти мира» и мно­го­чис­лен­ные ком­мен­та­рии к Ари­сто­те­лю, в кото­рых он доби­ра­ет­ся до прин­ци­пи­аль­ных поло­же­ний тео­рии пер­вотолч­ка. Иоанн Фило­пон пытал­ся объ­еди­нить язы­че­ские и хри­сти­ан­ские воз­зре­ния, за что после смер­ти был про­клят цер­ко­вью как ере­тик.

4. Иоанн Кре­сти­тель, иудей­ский про­рок; его аске­тизм, враж­деб­ное отно­ше­ние к офи­ци­аль­но­му жре­че­ству, совер­шав­ший­ся им обряд кре­ще­ния, смысл кото­ро­го состо­ял в очи­ще­нии людей перед гряду­щим Цар­ст­вом божьим, — все это сбли­жа­ло Кре­сти­те­ля с ессей­ским дви­же­ни­ем. Царь Ирод Агрип­па при­го­во­рил его к смер­ти. Для хри­сти­ан Иоанн Кре­сти­тель — «пред­те­ча» Иису­са Хри­ста.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГЕЛАСИЙ • ДИДИМ СЛЕПОЙ • АЛКИНОЙ • АБАРИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Кафедра Максимиана.
Слоновая кость. VI в.
Равенна, Архиепископский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА