ИОНЯНЕ (ионийцы), одна из трех главных греческих племенных групп, наиболее однородная в территориальном, языковом и культурном отношении. Ионяне, как считалось, первыми переселились в Грецию (Аттику, Эвбею, Фокею, Милет). Ко времени разложения родового строя ионяне делились на фратрии, представлявшие собой социально-экономические и военные сообщества, возглавляемые старейшинами (военная демократия). Во время и после вторжения дорийцев часть ионян осталась на материке, а другая переселилась на острова в средней части Эгейского моря и на западное побережье Малой Азии. Там ионяне, сохраняя тесные экономические и культурные связи, объединились в политический союз 12 городов. Общим праздником союза был справлявшийся в Панионии на мысе Микале праздник в честь Посейдона — Геликония. Этот союз, куда входили Хиос, Эфес, Самос, Милет, Приена и другие, обязанный своим возникновением политическим и сакральным мотивам, доказал свою жизнеспособность в 6 в. до н. э., когда ионян стали теснить лидийцы и персы. Благодаря выгодному положению на перекрестке двух главных торговых путей (с севера на юг и с запада на восток) ионийские города достигают экономического и культурного расцвета, особенно в 7 и 6 вв. до н. э. (развитие ремесел и торговли, контакты с восточной культурой: письменность, литература, философия, геометрия, календарь, меры и веса, жертвоприношения). Подъем производительных сил привел к расцвету свободного, открытого миру образа жизни и к созданию демократических конституций. Ионийские города вскоре стали центром экономической и культурной жизни греков, а также посредниками в распространении культурного влияния Востока на Грецию. Во многих ионийских полисах в 6 в. до н. э. демократическое устройство вследствие частых внутренних конфликтов и постоянной угрозы извне превратилось в тиранию. В сер. 6 в. до н. э. ионяне были поставлены под контроль царей Лидии, но в значительной мере сохранили свою автономию. Во