Словарь античности

ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Уже в клас­си­че­ской антич­но­сти (5—4 вв. до н. э.) про­во­ди­лось раз­ли­чие меж­ду под­дел­кой и тех­ни­че­ски воз­мож­ным заме­ни­те­лем. Име­но­ва­ние изде­лий по месту их про­из­вод­ства было услов­ным и, по суще­ству, явля­лось обо­зна­че­ни­ем сор­та: люди пони­ма­ли, что «аморг­ские» тка­ни мож­но ткать в Афи­нах так же успеш­но, как и на Амор­го­се. Сме­на вку­сов ста­рой полис­ной ари­сто­кра­тии вку­са­ми воз­вы­сив­ших­ся сло­ев элли­ни­сти­че­ской эпо­хи спо­соб­ст­во­ва­ла тому, что цен­ные мате­ри­а­лы ста­ли заме­нять­ся искус­ст­вен­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, а доро­го­сто­я­щая их обра­бот­ка сме­ня­лась более лег­кой и деше­вой: спла­вы вме­сто бла­го­род­ных метал­лов, стек­ло вме­сто дра­го­цен­ных кам­ней, шту­ка­тур­ка вме­сто мра­мо­ра, искус­ст­вен­ный пур­пур вме­сто полу­чае­мо­го из пур­пур­ных ули­ток. Суще­ст­во­ва­ли обшир­ные «кни­ги рецеп­тов», в кото­рых содер­жа­лись реко­мен­да­ции по изготов­ле­нию искус­ст­вен­ных мате­ри­а­лов, напри­мер «Бафи­ка» Бола­е­са из Мены (200 до н. э.) или «Руко­вод­ство по под­дел­кам для юве­ли­ров», запи­сан­ное ок. 300 н. э. на двух папи­ру­сах.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА