ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Уже в классической античности (5—4 вв. до н. э.) проводилось различие между подделкой и технически возможным заменителем. Именование изделий по месту их производства было условным и, по существу, являлось обозначением сорта: люди понимали, что «аморгские» ткани можно ткать в Афинах так же успешно, как и на Аморгосе. Смена вкусов старой полисной аристократии вкусами возвысившихся слоев эллинистической эпохи способствовала тому, что ценные материалы стали заменяться искусственными материалами, а дорогостоящая их обработка сменялась более легкой и дешевой: сплавы вместо благородных металлов, стекло вместо драгоценных камней, штукатурка вместо мрамора, искусственный пурпур вместо получаемого из пурпурных улиток. Существовали обширные «книги рецептов», в которых содержались рекомендации по изготовлению искусственных материалов, например «Бафика» Болаеса из Мены (200 до н. э.) или «Руководство по подделкам для ювелиров», записанное ок. 300 н. э. на двух папирусах.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.