Словарь античности

ИСКУССТВО (греч. tech­ne, лат. ars). Соглас­но антич­ным воз­зре­ни­ям, полу­чив­шим наи­бо­лее ясное выра­же­ние у Ари­сто­те­ля, искус­ство (в широ­ком смыс­ле) «появ­ля­ет­ся… тогда, когда на осно­ве при­об­ре­тен­ных на опы­те мыс­лей обра­зу­ет­ся один общий взгляд на сход­ные пред­ме­ты…»; осмыс­лен­ный и обоб­щен­ный опыт, кото­рый, по Ари­сто­те­лю, явля­ет­ся искус­ст­вом в широ­ком смыс­ле и может быть исполь­зо­ван в тех или иных целях. Одни искус­ства (в этом смыс­ле сло­ва) слу­жат удо­вле­тво­ре­нию мате­ри­аль­ных потреб­но­стей (все виды реме­сел, меди­ци­на, агри­куль­ту­ра, гим­на­сти­ка), а дру­гие — для досу­га (это муси­че­ские худо­же­ст­вен­ные искус­ства — музы­ка, тан­цы, поэ­зия). Все искус­ства в узком смыс­ле осно­ва­ны на под­ра­жа­нии. Под­ра­жа­тель­ны­ми явля­ют­ся не толь­ко муси­че­ские, но и изо­бра­зи­тель­ные искус­ства (скульп­ту­ра, живо­пись, гра­фи­ка); с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми — и архи­тек­ту­ра, тогда как сами масте­ра — пред­ста­ви­те­ли изо­бра­зи­тель­ных искусств при­чис­ля­лись к ремес­лен­ни­кам. Искус­ство, как и при­ро­да, созда­ет из про­ти­во­по­лож­но­стей гар­мо­ни­че­ское един­ство. Раз­ни­ца состо­ит в том, что при­ро­да содер­жит твор­че­ское нача­ло в себе самой, а в созда­нии про­из­веде­ний искус­ства непо­сред­ст­вен­ным источ­ни­ком содер­жа­ния и фор­мо­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся худож­ник. Чтобы быть тако­вым, он дол­жен знать эсте­ти­че­ские зако­ны, вла­деть худо­же­ст­вен­ны­ми сред­ства­ми и тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми, а так­же (в мень­шей сте­пе­ни) фан­та­зи­ей. Худо­же­ст­вен­ное твор­че­ство — это по пре­иму­ще­ству твор­че­ская дея­тель­ность в соот­вет­ст­вии с тра­ди­ци­он­ны­ми пра­ви­ла­ми. Посколь­ку искус­ство явля­ет­ся не само­це­лью, но сред­ст­вом при­об­ще­ния к нрав­ст­вен­но­му и пре­крас­но­му, постоль­ку оно выпол­ня­ет в обще­стве про­све­ти­тель­скую и вос­пи­та­тель­ную функ­цию.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА