ИСТОРИОГРАФИЯ. Истоки современной историографии мы находим в Древней Греции (Иония). В то время как элементы исторической науки на Древнем Востоке развивались преимущественно в репрезентативной, монументальной или эсхатологической формах (изображения, наскальные надписи и рельефы, списки владык, храмовые хроники, библейские описания), греческие историки собирали и обобщали исторические факты на основе простых записей и сообщений. Начальной ступенью в развитии греческой историографии были эпос Гомера, в поэмах которого отражена целостная картина раннегреческой эпохи в поэтических образах, а также мифы и легенды, дававшие определенные толкования исторических событий. Этих же эпических традиций в 6 в. до н. э. придерживались логографы бурно развивавшихся ионийских городов, которые сохраняли исторические предания в письменных источниках. Международная торговля, далекие путешествия, знакомство с чужими странами и их культурой давали ионийцам стимул для собирания материалов, составления обзоров (theorein) и исследований (historein). У логографов в связи с обилием информации еще не выделялись сведения исторического, географического, этнографического характера, достопримечательности и легенды. Ученые стремились описать все виденное, чтобы сохранить знания о прошлом, а со временем перейти к аналитическому рассмотрению и критической оценке исторических событий, к подлинной историографии. События прошлых лет интересовали античных историков не сами по себе, а с точки зрения их воздействия на современность, они фиксировали эти события для лучшей ориентации в будущем. В свете такого подхода античную историографию в ее рациональной части можно считать политической наукой. Античная историография отличается от современной тем, что первая тяготела не столько к области науки, сколько к области литературы, причем довольно высокого уровня, так что исторические труды античности приходилось оценивать не только по их достоверности (использование источников было недостаточно критическим), но также и по их литературным достоинствам. Много сил затрачивалось на оформление, развитие определенных направлений стиля. Материал расчленялся эффективными в художественном отношении методами, вырабатывалась традиционная техника изложения, которая включала оформление введения по установленным способам, расчленение повествования различными экскурсами, вставку вымышленных речей (и писем), прямую характеристику главных персонажей, обычай ссылаться на труд предшественника и продолжать его. Художественная форма изложения материала характерна для виднейших античных историков, их общественные и политико-идеологические позиции определили подход к истолкованию исторических фактов. Все более настойчивыми становятся попытки свести многообразие явлений к движущим внутренним причинам и раскрыть исторические закономерности. Античная историография стремилась стать «наставницей жизни» («magistra vitae»), показывая читателю положительные и отрицательные примеры образа действий. В ходе развития античной историографии, достигшей своей вершины в эпоху эллинизма, возникали определенные ее жанры (основные формы). Исторические монографии охватывали значительные отрезки времени, демонстрируя их целостность. Особой формой таких монографий были истории эпох, современником которых был сам автор. Разрабатывались периоды всемирной истории, куда включались также негреческие материалы. На основе местных преданий давались исторические описания определенных районов и областей. Фиксацию во времени и хронологическое расположение исторических фактов давали хроники, их составление позволяло быстро ориентироваться в важнейших событиях прошлого. В эллинистическую эпоху были написаны политические биографии выдающихся деятелей. Риторически украшенная биография Александра Македонского, в которой историческая личность была увенчана легендарным нимбом, приближалась по форме к историческому роману. У истоков греческой историографии стоит Гекатей из Милета (кон. 6 в. до н. э.), который в своих «Генеалогиях» подверг рационалистической критике эпические традиции и тем самым сделал решающий шаг в развитии исторической науки. «Отцом истории» в древности по праву считался Геродот. В своей «Истории», древнейшем полностью сохранившемся историческом труде, он ограничивается освещением в повествовательной форме центральной темы эпохи — противоборства Греции и Азии и Персидских войн как его выражения. Своей высшей точки греческая историография достигла у Фукидида (460—
Римская историография, испытывая на себе влияние греческой, имеет некоторые особенности. Среди литературных жанров историография в Древнем Риме пользовалась наибольшим авторитетом. Ее представители принадлежали к господствующим слоям общества, в качестве политических деятелей они энергично вмешивались в историю, а впоследствии посвящали себя историографии (исключение — Ливий), видя в ней возможность проводить свою политику другими средствами. Поэтому римская историография служила прежде всего целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Древнего Рима, по отношению к которым стремление дать объективное и точное отражение исторических событий на основе собственных критических исследований отступало на задний план, хотя выяснение истины оставалось основным постулатом римской историографии. Последняя занималась преимущественно историей Рима, история Италии и провинций отражалась в меньшей степени (вплоть до эпохи Империи). Сознание исторической непрерывности (континуитет) основывалось на истории достижений своих предков, поэтому римская история излагалась от основания Рима в общей связи с историей государства, т. е. как история правящих династий. В греческой историографии сильнее, чем в римской, проявились черты морально-воспитательных поучений (греческая история представлялась как образцовая). Римская историография, особенно в начальном периоде развития, испытывала сильное влияние (как по форме, так и по содержанию) составлявшихся Великим понтификом ежегодных таблиц (анналов) — анналистика стала главной формой римской историографии. Наиболее ранние римские исторические труды (т. н. старших анналистов) 3—