Словарь античности

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ. Исто­рию церк­ви сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в свя­зи с дру­ги­ми аспек­та­ми исто­рии обще­ства. В началь­ный пери­од суще­ст­во­ва­ния хри­сти­ан­ства и в эпо­ху апо­сто­лов (при­бли­зи­тель­но до 64, когда умер­ли Петр и Павел) в Иеру­са­ли­ме была осно­ва­на пер­вая общи­на, а затем нача­лась мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность апо­сто­лов. В веру обра­ща­ли преж­де все­го пред­ста­ви­те­лей низ­ших клас­сов. В послеа­по­столь­скую эпо­ху (до нач. 2 в.) победу одер­жа­ло язы­че­ское хри­сти­ан­ство. Пери­од внеш­них и внут­рен­них про­ти­во­ре­чий (спо­ры с гно­сти­ка­ми и мон­та­ни­ста­ми) завер­шил­ся созда­ни­ем кано­на Ново­го заве­та и основ­ных дог­ма­тов уче­ния; одно­вре­мен­но кон­со­лиди­ро­ва­лись раз­роз­нен­ные общи­ны. В 3 в. бла­го­да­ря дея­тель­но­сти т. н. алек­сан­дрий­ской шко­лы (Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и преж­де все­го Ори­ген) хри­сти­ан­ство заня­ло веду­щее поло­же­ние в духов­ной жиз­ни позд­ней антич­но­сти. Рос­ло его вли­я­ние в выс­ших сло­ях обще­ства. Цер­ковь ста­но­ви­лась в государ­стве силой, с кото­рой при­хо­ди­лось счи­тать­ся. Одним из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных эта­пов в исто­рии церк­ви был 4 в.: при Кон­стан­тине I хри­сти­ан­ство было офи­ци­аль­но при­зна­но. Государ­ство ста­ло вме­ши­вать­ся в дела церк­ви, что при­во­ди­ло к обост­ре­нию тео­ло­ги­че­ских спо­ров. В руко­вод­стве цер­ко­вью все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ли выс­шие слои обще­ства. Одна­ко и в это вре­мя соци­аль­ная актив­ность хри­сти­ан была вели­ка. Воз­ни­ка­ли новые про­бле­мы (инсти­тут мона­ше­ства, культ свя­тых). Во вре­ме­на вели­ко­го пере­се­ле­ния наро­дов на восто­ке импе­рии шла борь­ба за власть меж­ду алек­сан­дрий­ским и кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ше­ст­вом. Победу одер­жал Кон­стан­ти­но­поль, одна­ко един­ство импе­рии было раз­ру­ше­но: рели­ги­оз­ные про­ти­во­ре­чия при­во­ди­ли к обост­ре­нию про­ти­во­ре­чий нацио­наль­ных. Сирия и Еги­пет, обла­сти наи­боль­ше­го рас­про­стра­не­ния моно­фи­зит­ства, были тогда поте­ря­ны из-за араб­ско­го втор­же­ния (нача­ло 7 в.). В 476 рух­ну­ла запад­ная Рим­ская импе­рия. В резуль­та­те покро­ви­те­лем Рима и защит­ни­ком рим­ской куль­ту­ры стал папа. Одна­ко гер­ман­цы яви­лись для запад­ной церк­ви сво­его рода ката­ли­за­то­ром ее даль­ней­ше­го раз­ви­тия.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА