Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АЛОА́ДЫ

Ἀλωάδαι, Ἀλωεῖδαι, Aloi­dae, сыно­вья Ифи­медеи и Ало­ея, Ἀλωεύς, сына Посей­до­но­ва, или сыно­вья само­го Посей­до­на; назы­ва­лись От и Ефи­альт, Ὦ­τος, Ἐφιάλ­της. Каж­дый год они вырас­та­ли на локоть в шири­ну и на сажень в выши­ну, так что на 9 году были ростом в 9 саже­ней (ок. 17 м), а тол­щи­ной в 9 лок­тей (ок. 4 м). Угро­жа­ли самим богам Олим­па, ста­ра­ясь взгро­моздить Оссу на Олимп, а на Оссу Пелий, и испол­ни­ли бы это наме­ре­ние, если бы Апол­лон не убил их сво­и­ми стре­ла­ми (Od. 11, 305) преж­де, чем они ста­ли юно­ша­ми. Арея они заклю­чи­ли в око­вы и 13 меся­цев дер­жа­ли в мед­ной боч­ке. Их маче­ха Ери­бойя откры­ла эту тай­ну Гер­мию, и тот осво­бо­дил уже совсем обес­силев­ше­го Арея из его оков (Il. 5, 385). Таким обра­зом, эти два вели­ка­на явля­ют­ся у Гоме­ра непо­мер­но сме­лы­ми суще­ства­ми, кото­рые подоб­но тита­нам враж­ду­ют с олим­пий­ски­ми бога­ми. По позд­ней­шим ска­за­ни­ям, на Олимп они наме­ре­ва­лись взо­брать­ся для того, чтобы овла­деть Герой и Арте­ми­дой; рас­ска­зы­ва­ли так­же, что на Нак­со­се про­бе­жа­ла раз меж­ду ними Арте­ми­да в обра­зе лани; вели­ка­ны, оба в одно и то же вре­мя бро­сив в нее свои копья, попа­ли друг в дру­га и оба погиб­ли (Apol­lod. 1, 7, 4). В под­зем­ном мире они сто­я­ли спи­на­ми друг к дру­гу, при­вя­зан­ные зме­я­ми к стол­бу, и посто­ян­ный крик совы (ὦ­τος) тер­зал их слух. Силь­но отли­ча­ют­ся от гоме­ров­ских Ало­ады, явля­ю­щи­е­ся в ска­за­ни­ях бео­тий­ских фра­кий­цев учреди­те­ля­ми слу­же­ния Музам на Гели­коне, осно­ва­те­ля­ми Аскры и неко­то­рых дру­гих горо­дов; ука­зы­ва­ли их моги­лы в Анфедоне и на Нак­со­се, куда пере­се­ли­лись фра­кий­цы и где Ало­адов почи­та­ли как геро­ев. Здесь, сле­до­ва­тель­но, Ало­ады явля­ют­ся геро­я­ми-циви­ли­за­то­ра­ми и пред­во­ди­те­ля­ми коло­ний фра­кий­цев. Из раз­лич­ных тол­ко­ва­ний мифов об Ало­адах сле­дую­щее нашло себе доволь­но мно­го сто­рон­ни­ков, хотя оно и недо­ста­точ­но объ­яс­ня­ет все чер­ты ска­за­ния. Ало­ей и его сыно­вья — это работ­ни­ки, молотя­щие хлеб на току (ἀλωή), они колотят и топ­чут хлеб (ὠθέω и ἰάλ­λω). Из этих ска­зоч­ных существ дет­ская фан­та­зия мифи­че­ско­го вре­ме­ни сде­ла­ла силь­ных вели­ка­нов, бор­цов и раз­ру­ши­те­лей, кото­рые заду­ма­ли сокру­шить Олимп. Неко­то­рые видят в Ало­адах тел­лу­ри­че­ских и аграр­ных демо­нов нивы (ἀλωή), кото­рые затем из демо­нов обра­ти­лись в геро­ев зем­леде­лия и осно­ван­ной на нем куль­ту­ры; как сыно­вья пре­ис­пол­нен­ной пита­тель­ны­ми сока­ми зем­ли, они рас­тут не по дням, а по часам, ста­но­вят­ся испо­ли­на­ми по росту, вели­чине и силе и, как пред­ста­ви­те­ли чело­ве­че­ства, гор­до­го сво­ей куль­ту­рой, дерз­ко вос­ста­ют про­тив богов.

См. также:
АЛОАДЫ (Словарь античности)
АЛОАДЫ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 70.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА