Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМНИ́СТИЯ

Ἀμνησ­τία, позд­ней­шее назва­ние для поли­ти­че­ской меры, состо­яв­шей в том, что после государ­ст­вен­ных пере­во­ротов, соеди­няв­ших­ся обык­но­вен­но с боль­ши­ми жесто­ко­стя­ми, пар­тия, одер­жав­шая верх, обе­ща­ла не пом­нить зла, нане­сен­но­го ей про­тив­ной пар­ти­ей (τοῖς δ᾿ ἄλ­λοις οὐ μνη­σικα­κοῦν­τες, δη­μοκ­ρα­τούμε­νοι τὸ λοιπὸν ξυ­νεπο­λίτευον, гово­рит Thuc. 8, 73 о самос­цах), так что никто не мог быть при­вле­чен к ответ­ст­вен­но­сти за поли­ти­че­ское пре­ступ­ле­ние, совер­шен­ное до про­воз­гла­ше­ния амни­стии; ино­гда она рас­про­стра­ня­лась и на совер­шив­ших про­ти­во­за­кон­ные поступ­ки дру­го­го рода. Сво­его рода амни­стия поста­нов­ле­на была уже Соло­ном; но самая зна­ме­ни­тая, кото­рой по пре­иму­ще­ству усво­я­ет­ся это назва­ние, это амни­стия (у Nep. Thras. 3 lex ob­li­vio­nis) Фра­си­бу­ла, дан­ная после изгна­ния трид­ца­ти и вполне вос­ста­но­вив­шая до тех пор все еще непроч­ный внут­рен­ний мир в Афин­ском государ­стве (в 403 г. в архонт­ство Евклида). Исклю­че­ны из амни­стии были толь­ко сами 30, десять их пре­ем­ни­ков и кол­ле­гия один­на­дца­ти, впро­чем, и этим исклю­чен­ным пре­до­став­ле­но было пра­во вос­поль­зо­вать­ся амни­сти­ей под усло­ви­ем дать отчет в сво­их дей­ст­ви­ях (εὐθύ­νη). Клят­ва, кото­рой утвер­жде­на была амни­стия, сохра­ни­лась у Андо­кида (de mys­ter. § 90): καὶ οὐ μνη­σικα­κήσω τῶν πο­λιτῶν οὐδενὶ, πλὴν τῶν τριάκον­τα καὶ τῶν ἕνδε­κα, οὐδὲ τού­των ὃς ἂν ἐθέλῃ εὐθύ­νας δι­δόναι τῆς ἀρχῆς ἧς ἦρξεν.

См. также:
АМНИСТИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 78.
См. по теме: АФФИНИТАС • Κακοτεχνιῶν δίκη • АБРОГАЦИО • ABSTINENDI BENEFICIUM •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА