АМФИКТИОНЫ
Amphictyones, Ἀμφικτύονες (собственно Ἀμφικτίονες, как часто и пишется это слово в надписях, от ἀμφί и κτίω, κτίζω, как περικτίονες = «вокруг живущие»; впоследствии слово изменено по образцу имени героя Ἀμφικτύων), назывались у греков народы, живущие вблизи какого-либо святилища и, несмотря на племенные различия, составившие между собой союз (амфиктионию, Ἀμφικτυονία) для защиты святилища, для совместного отправления празднеств и для того, чтобы во взаимных отношениях членов союза соблюдались известные законы международного права. Это не были оборонительные союзы для действий против какого-нибудь общего внешнего врага; нельзя их смешивать и с союзами родственных по происхождению общин, которые, в силу своей единоплеменности, сходились для совместного чествования своих национальных божеств и, оставаясь независимыми друг от друга, общие свои интересы обсуждали в общих советах. Самая знаменитая из амфиктионий дельфийско-пилейская или дельфийско-фермопильская, по преимуществу называемая союзом амфиктионов. Она была основана еще в доисторические времена и заключала в себе 12 племен, которые в древнейшие времена обитали в Фессалии или странах прилежащих, а во времена исторические весьма сильно различались одно от другого по силе и могуществу. Это были: фессалийцы, беотяне, доряне, ионяне, перребы, магнеты, локры, ойтейцы или эниане, фтиотидские ахейцы, малийцы или мелийцы, фокейцы, долопы. Все колонии союзников также участвовали в союзе, все же остальные эллины, как, например, аркадяне, этолийцы до их усиления, стояли вне его, хотя он иногда и называется τὸ κοινὸν τῶν Ἑλλήνων συνέδριον или τὸ τῶν Ἑλλήνων συνέδριον, commune Graeciae concilium (Cic. inv. 2, 23, 69). Таковым ему трудно было быть, потому что у него, как показывают фокейская война и священная война против Амфиссы, не было внешней силы, которой бы он мог заставить себе повиноваться. Первоначальные отношения союза сохранялись до 346 г. до Р. Х., когда, по окончании фокейской войны, Филипп Македонский занял в союзе место фокейцев, а лакедемоняне утратили прежде принадлежавшую им долю в праве голоса, предоставленном дорянам (может быть, тогда эта доля перешла к дельфийцам). Главная цель союза заключалась в охране дельфийского святилища и связанных с ним культов и праздничных собраний, особенно в охране дельфийского оракула, а с 586 г. до Р. Х. и Пифийских игр, отчасти же и в том, чтобы придать более человечный характер международным отношениям греков как в мирное время, так и в военное. (Иногда деятельность амфиктионии имела панэллинский патриотический характер, напр. при заботах об украшении памятника павшим при Фермопилах спартанцам. Hdt. 7, 228). Это видно из присяги амфиктионов, приводимой у Aeschin. de. f. leg. § 115: «Не разрушать никогда до основания ни одного из амфиктионийских городов, не отводить ни у одного из них воды ни в военное, ни в мирное время, всеми силами охранять святилище дельфийского бога». Союз амфиктионов, по основным принципам своим, не должен был вмешиваться в собственно политические дела союзников, хотя иногда, напр. Филипп и Александр Македонские, и злоупотребляли им как орудием для достижения своих личных политических целей (Diod. Sic. 17, 4. Paus. 7, 10, 2). Союз вел следующие священные войны: 1) 596—
Что касается внутреннего устройства союза, которое возводили к Акрисию, мифическому царю фессалийской Лариссы (Strab. 9, 420), то ежегодно происходило два союзных собрания: весной обыкновенно, но не исключительно, в Дельфах, а осенью обыкновенно при Фермопилах, у храма Деметры Амфиктиониды в Анфеле, где находилось и святилище мифического основателя союза Амфиктиона, который будто бы царствовал в Фермопилах или над локрами и некоторыми отождествляем был с аттическим царем того же имени. Вероятно, союз составился из слияния двух амфиктионий: пилейской, покровительницей которой была Деметра, и дельфийской, покровителем которой был Аполлон. Составлявшие союзный совет уполномоченные отдельных городов, называвшиеся так же амфиктионами, разделялись на ἱερομνήμονες и πυλαγόραι (οι); взаимные отношения двух этих разрядов представителей, за отсутствием надлежащих указаний у древних, и теперь еще недостаточно разъяснены; Афины посылали одного иеромнемона и трех пилагоров, притом в Афинах первые были назначаемы по жребию, вторые по выбору. Может быть, иеромнемоны первоначально принадлежали дельфийской амфиктионии, пилагоры — пилейской, а после слияния обеих удержаны были оба рода представителей, — один для культа Деметры, другой для культа Аполлона. Собрание иеромнемонов, равно как и общее собрание совета, называлось συνέδριον. Принимавшие участие в союзе 12 племен имели в общем совете каждое по два голоса, следовательно, всего 24 голоса (ψῆφοι), и именно так, что те племена, которые распадались на несколько самостоятельных государств, или пользовались правом голоса поочередно, или же навсегда должны были уступить его одному какому-нибудь государству. Август изменил эти отношения так, что теперь в совете амфиктионов оказалось 30 голосов, которые распределены были между отдельными государствами, частью вовсе прежде не принадлежавшими к союзу, совершенно произвольно (напр., городу Акцию было дано 6 голосов). Рядом с советом амфиктионов упоминается еще ἐκκλησία, союзное вече, в состав которого могли входить все присутствующие на месте собрания граждане союзных городов. Ср. Bürgel, die pyläisch-delphische Amphiktyonie (1877).
Кроме пилейской амфиктионии упоминаются еще: амфиктиония калаврийская на острове Калаврии (к ней принадлежали Гермиона, Епидавр, Эгина, Афины, Прасии, Навплия и минийский Орхомен), амфиктиония онхестская в Беотии (средоточиями обеих служили местные храмы Посейдона) и амфиктиония делосская при храме Аполлона на Делосе, включавшая и вокруг лежащие Кикладские острова; в связи с ней находилась и делосская феория афинян. Но были ли эти союзы с самого начала собственно амфиктиониями, это еще вопрос. Ср. Hermann, griech. Staatsalterthümer § 12 слл. [Латышев, Очерк греч. древностей, стр. 30 слл.].