Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМФИКТИОНЫ

Am­phic­tyo­nes, Ἀμφικ­τύονες (соб­ст­вен­но Ἀμφικ­τίονες, как часто и пишет­ся это сло­во в над­пи­сях, от ἀμφί и κτίω, κτί­ζω, как πε­ρικ­τίονες = «вокруг живу­щие»; впо­след­ст­вии сло­во изме­не­но по образ­цу име­ни героя Ἀμφικ­τύων), назы­ва­лись у гре­ков наро­ды, живу­щие вбли­зи како­го-либо свя­ти­ли­ща и, несмот­ря на пле­мен­ные раз­ли­чия, соста­вив­шие меж­ду собой союз (амфи­к­ти­о­нию, Ἀμφικ­τυονία) для защи­ты свя­ти­ли­ща, для сов­мест­но­го отправ­ле­ния празд­неств и для того, чтобы во вза­им­ных отно­ше­ни­ях чле­нов сою­за соблюда­лись извест­ные зако­ны меж­ду­на­род­но­го пра­ва. Это не были обо­ро­ни­тель­ные сою­зы для дей­ст­вий про­тив како­го-нибудь обще­го внеш­не­го вра­га; нель­зя их сме­ши­вать и с сою­за­ми род­ст­вен­ных по про­ис­хож­де­нию общин, кото­рые, в силу сво­ей еди­но­пле­мен­но­сти, схо­ди­лись для сов­мест­но­го чест­во­ва­ния сво­их нацио­наль­ных божеств и, оста­ва­ясь неза­ви­си­мы­ми друг от дру­га, общие свои инте­ре­сы обсуж­да­ли в общих сове­тах. Самая зна­ме­ни­тая из амфи­к­ти­о­ний дель­фий­ско-пилей­ская или дель­фий­ско-фер­мо­пиль­ская, по пре­иму­ще­ству назы­вае­мая сою­зом амфи­к­ти­о­нов. Она была осно­ва­на еще в доис­то­ри­че­ские вре­ме­на и заклю­ча­ла в себе 12 пле­мен, кото­рые в древ­ней­шие вре­ме­на оби­та­ли в Фес­са­лии или стра­нах при­ле­жа­щих, а во вре­ме­на исто­ри­че­ские весь­ма силь­но раз­ли­ча­лись одно от дру­го­го по силе и могу­ще­ству. Это были: фес­са­лий­цы, беотяне, доряне, ионяне, перре­бы, маг­не­ты, лок­ры, ойтей­цы или эни­ане, фтио­ти­дские ахей­цы, малий­цы или мелий­цы, фокей­цы, доло­пы. Все коло­нии союз­ни­ков так­же участ­во­ва­ли в сою­зе, все же осталь­ные элли­ны, как, напри­мер, арка­дяне, это­лий­цы до их уси­ле­ния, сто­я­ли вне его, хотя он ино­гда и назы­ва­ет­ся τὸ κοινὸν τῶν Ἑλ­λή­νων συ­νέδ­ριον или τὸ τῶν Ἑλ­λή­νων συ­νέδ­ριον, com­mu­ne Grae­ciae con­ci­lium (Cic. inv. 2, 23, 69). Тако­вым ему труд­но было быть, пото­му что у него, как пока­зы­ва­ют фокей­ская вой­на и свя­щен­ная вой­на про­тив Амфис­сы, не было внеш­ней силы, кото­рой бы он мог заста­вить себе пови­но­вать­ся. Пер­во­на­чаль­ные отно­ше­ния сою­за сохра­ня­лись до 346 г. до Р. Х., когда, по окон­ча­нии фокей­ской вой­ны, Филипп Македон­ский занял в сою­зе место фокей­цев, а лакеде­мо­няне утра­ти­ли преж­де при­над­ле­жав­шую им долю в пра­ве голо­са, пре­до­став­лен­ном доря­нам (может быть, тогда эта доля пере­шла к дель­фий­цам). Глав­ная цель сою­за заклю­ча­лась в охране дель­фий­ско­го свя­ти­ли­ща и свя­зан­ных с ним куль­тов и празд­нич­ных собра­ний, осо­бен­но в охране дель­фий­ско­го ора­ку­ла, а с 586 г. до Р. Х. и Пифий­ских игр, отча­сти же и в том, чтобы при­дать более чело­веч­ный харак­тер меж­ду­на­род­ным отно­ше­ни­ям гре­ков как в мир­ное вре­мя, так и в воен­ное. (Ино­гда дея­тель­ность амфи­к­ти­о­нии име­ла панэл­лин­ский пат­рио­ти­че­ский харак­тер, напр. при заботах об укра­ше­нии памят­ни­ка пав­шим при Фер­мо­пи­лах спар­тан­цам. Hdt. 7, 228). Это вид­но из при­ся­ги амфи­к­ти­о­нов, при­во­ди­мой у Ae­schin. de. f. leg. § 115: «Не раз­ру­шать нико­гда до осно­ва­ния ни одно­го из амфи­к­ти­о­ний­ских горо­дов, не отво­дить ни у одно­го из них воды ни в воен­ное, ни в мир­ное вре­мя, все­ми сила­ми охра­нять свя­ти­ли­ще дель­фий­ско­го бога». Союз амфи­к­ти­о­нов, по основ­ным прин­ци­пам сво­им, не дол­жен был вме­ши­вать­ся в соб­ст­вен­но поли­ти­че­ские дела союз­ни­ков, хотя ино­гда, напр. Филипп и Алек­сандр Македон­ские, и зло­употреб­ля­ли им как оруди­ем для дости­же­ния сво­их лич­ных поли­ти­че­ских целей (Diod. Sic. 17, 4. Paus. 7, 10, 2). Союз вел сле­дую­щие свя­щен­ные вой­ны: 1) 596—586 г. — про­тив Криссы, 2) 355—346 гг. — про­тив Фокиды, 3) 340—339 гг. — про­тив Амфис­сы, 4) в 280 г. про­тив это­лий­цев (так назы­вае­мая вто­рая свя­щен­ная вой­на 448 г. амфи­к­ти­о­нии не каса­лась).

Что каса­ет­ся внут­рен­не­го устрой­ства сою­за, кото­рое воз­во­ди­ли к Акри­сию, мифи­че­ско­му царю фес­са­лий­ской Лариссы (Strab. 9, 420), то еже­год­но про­ис­хо­ди­ло два союз­ных собра­ния: вес­ной обык­но­вен­но, но не исклю­чи­тель­но, в Дель­фах, а осе­нью обык­но­вен­но при Фер­мо­пи­лах, у хра­ма Демет­ры Амфи­к­ти­о­ниды в Анфе­ле, где нахо­ди­лось и свя­ти­ли­ще мифи­че­ско­го осно­ва­те­ля сою­за Амфи­к­ти­о­на, кото­рый буд­то бы цар­ст­во­вал в Фер­мо­пи­лах или над локра­ми и неко­то­ры­ми отож­дествля­ем был с атти­че­ским царем того же име­ни. Веро­ят­но, союз соста­вил­ся из сли­я­ния двух амфи­к­ти­о­ний: пилей­ской, покро­ви­тель­ни­цей кото­рой была Демет­ра, и дель­фий­ской, покро­ви­те­лем кото­рой был Апол­лон. Состав­ляв­шие союз­ный совет упол­но­мо­чен­ные отдель­ных горо­дов, назы­вав­ши­е­ся так же амфи­к­ти­о­на­ми, разде­ля­лись на ἱερομ­νή­μονες и πυ­λαγό­ραι (οι); вза­им­ные отно­ше­ния двух этих раз­рядов пред­ста­ви­те­лей, за отсут­ст­ви­ем над­ле­жа­щих ука­за­ний у древ­них, и теперь еще недо­ста­точ­но разъ­яс­не­ны; Афи­ны посы­ла­ли одно­го иеро­мне­мо­на и трех пила­го­ров, при­том в Афи­нах пер­вые были назна­чае­мы по жре­бию, вто­рые по выбо­ру. Может быть, иеро­мне­мо­ны пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жа­ли дель­фий­ской амфи­к­ти­о­нии, пила­го­ры — пилей­ской, а после сли­я­ния обе­их удер­жа­ны были оба рода пред­ста­ви­те­лей, — один для куль­та Демет­ры, дру­гой для куль­та Апол­ло­на. Собра­ние иеро­мне­мо­нов, рав­но как и общее собра­ние сове­та, назы­ва­лось συ­νέδ­ριον. При­ни­мав­шие уча­стие в сою­зе 12 пле­мен име­ли в общем сове­те каж­дое по два голо­са, сле­до­ва­тель­но, все­го 24 голо­са (ψῆ­φοι), и имен­но так, что те пле­ме­на, кото­рые рас­па­да­лись на несколь­ко само­сто­я­тель­ных государств, или поль­зо­ва­лись пра­вом голо­са пооче­ред­но, или же навсе­гда долж­ны были усту­пить его одно­му како­му-нибудь государ­ству. Август изме­нил эти отно­ше­ния так, что теперь в сове­те амфи­к­ти­о­нов ока­за­лось 30 голо­сов, кото­рые рас­пре­де­ле­ны были меж­ду отдель­ны­ми государ­ства­ми, частью вовсе преж­де не при­над­ле­жав­ши­ми к сою­зу, совер­шен­но про­из­воль­но (напр., горо­ду Акцию было дано 6 голо­сов). Рядом с сове­том амфи­к­ти­о­нов упо­ми­на­ет­ся еще ἐκκλη­σία, союз­ное вече, в состав кото­ро­го мог­ли вхо­дить все при­сут­ст­ву­ю­щие на месте собра­ния граж­дане союз­ных горо­дов. Ср. Bür­gel, die py­läisch-del­phi­sche Am­phik­tyo­nie (1877).

Кро­ме пилей­ской амфи­к­ти­о­нии упо­ми­на­ют­ся еще: амфи­к­ти­о­ния калаврий­ская на ост­ро­ве Калав­рии (к ней при­над­ле­жа­ли Гер­ми­о­на, Епи­давр, Эги­на, Афи­ны, Пра­сии, Нав­плия и миний­ский Орхо­мен), амфи­к­ти­о­ния онхест­ская в Бео­тии (сре­дото­чи­я­ми обе­их слу­жи­ли мест­ные хра­мы Посей­до­на) и амфи­к­ти­о­ния делос­ская при хра­ме Апол­ло­на на Дело­се, вклю­чав­шая и вокруг лежа­щие Киклад­ские ост­ро­ва; в свя­зи с ней нахо­ди­лась и делос­ская фео­рия афи­нян. Но были ли эти сою­зы с само­го нача­ла соб­ст­вен­но амфи­к­ти­о­ни­я­ми, это еще вопрос. Ср. Her­mann, griech. Staat­sal­ter­thü­mer § 12 слл. [Латы­шев, Очерк греч. древ­но­стей, стр. 30 слл.].

См. также:
АМФИКТИОНИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 79—80.
См. по теме: КЕРАМИК • КЛОАКА • КАРИНЫ • АДУЛАС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА