Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМФИДРО́МИЯ

τὰ Ἀμφιδ­ρό­μια, у позд­ней­ших ἡ Ἀμφιδ­ρο­μία, семей­ный празд­ник у афи­нян, в кото­рый ново­рож­ден­ное дитя на 5, 7 или 10 день после рож­де­ния (отсюда и обо­зна­че­ния: ἕβδο­μαι или ἐβδο­μάς, ἑβδο­μάδα ἄγειν, δε­κάτην θύειν, ἑστιᾶσαι), посред­ст­вом осо­бо­го обряда, состо­яв­ше­го в том, что ребен­ка обно­си­ли вокруг домаш­не­го оча­га, при­ни­ма­лось в семью и пору­ча­лось попе­че­ни­ям домаш­них богов; при этом дава­лось и имя ново­рож­ден­но­му. Назва­ние празд­ни­ка, по мне­нию одних, про­ис­хо­дит от ука­зан­но­го обряда (от ἀμφιδ­ρα­μεῖν), по мне­нию дру­гих — от того, что род­ные при нари­ца­нии име­ни ходи­ли вокруг ребен­ка. Две­ри дома в этот день укра­ша­лись мас­лич­ны­ми вет­вя­ми, если ребе­нок был маль­чик, или вен­ка­ми из шер­сти, если это была девоч­ка; для род­ных и дру­зей дома устра­и­ва­лась празд­нич­ная тра­пе­за, а они при­но­си­ли подар­ки (γε­νέθ­λιοι δό­σεις). Совер­ше­ние это­го празд­ни­ка даже на суде слу­жи­ло дока­за­тель­ст­вом того, что отец при­знал ребен­ка закон­ным (γνή­σιος). Это был соб­ст­вен­но празд­ник очи­ще­ния мате­ри и ребен­ка посред­ст­вом свя­щен­но­го огня домаш­не­го оча­га.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 80.
См. по теме: ЭФЕДР, ЕФЕДР • КАРПТОР, КРАВЧИЙ • ПРОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕТВИ • КАТАГОГИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА