Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМФИ́ПОЛЬ

Am­phi­po­lis, Ἀμφί­πολις, город в восточ­ной Македо­нии, назван­ный так по сво­е­му поло­же­нию меж­ду дву­мя рука­ва­ми Стри­мо­на (н. раз­ва­ли­ны у Неохо­рия), назы­вал­ся в древ­но­сти Ἐν­νέα ὁδοί, 9 дорог. Hdt. 7, 114. Thuc. 1, 100. Пер­во­на­чаль­но в этой мест­но­сти жили воин­ст­вен­ные едо­ны: они уни­что­жи­ли посе­ле­ние, зало­жен­ное там Ари­ста­го­ром Милет­ским (Hdt. 5, 124) и дол­гое вре­мя дела­ли тщет­ны­ми попыт­ки афи­нян осно­вать там коло­нию (т. ж. 9, 75. Thuc. 4, 102). Толь­ко в 437 г. уда­лось Агно­ну, сыну Никия, одо­леть едо­нов и осно­вать Амфи­поль. Но т. к. в соста­ве насе­ле­ния горо­да афи­нян было немно­го, а боль­шин­ство пере­се­лен­цев состо­я­ло из гре­ков дру­гих пле­мен, то когда спар­та­нец Бра­сид в 424 г. занял этот город, жите­ли охот­но при­ня­ли сто­ро­ну спар­тан­цев и даже по заклю­че­нии Ники­е­ва мира не захо­те­ли под­чи­нить­ся сво­ей мет­ро­по­лии. Thuc. 4, 103. 5, 18. Все попыт­ки Афин сно­ва поко­рить сво­ей вла­сти этот город были без­успеш­ны; даже храб­рый Ифи­крат ниче­го не мог сде­лать про­тив амфи­поль­цев. Филипп Македон­ский в 358 г. взял город, ранее уже раз быв­ший под вла­стью македо­нян, и удер­жал его за собою, несмот­ря на уси­лен­ное про­ти­во­дей­ст­вие афи­нян. И при наслед­ни­ках Филип­па Амфи­поль оста­вал­ся за Македо­ни­ей. Во вре­ме­на рим­ско­го вла­ды­че­ства он стал глав­ным горо­дом одной из частей Македо­нии. Государ­ст­вен­ное устрой­ство до Бра­сида было демо­кра­ти­че­ское, затем ари­сто­кра­ти­че­ское, а позд­нее демо­кра­тия опять одер­жа­ла верх. Поло­же­ние Амфи­по­ля у устья Стри­мо­на было очень бла­го­при­ят­но для обшир­ной тор­гов­ли, под­дер­жи­вав­шей бла­го­со­сто­я­ние горо­да; важ­ный источ­ник богат­ства пред­став­ля­ли так­же раз­ра­бот­ка мно­же­ства руд­ни­ков, нахо­див­ших­ся в окрест­но­стях (Thuc. 1, 108. Hdt. 5, 23. Liv. 45, 30), и про­из­вод­ство вина и олив­ко­во­го мас­ла.

См. также:
АМФИПОЛЬ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 81.
См. по теме: ЭЛЕВСИН, ЕЛЕВСИН • ЭПОРЕДИЯ, ЕПОРЕДИЯ • ЭРЕТРИЯ, ЕРЕТРИЯ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА