Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЛЕТОСЧИСЛЕ́НИЕ

An­nus,

I. Разде­ле­ние года у гре­ков и рим­лян.

1. У гре­ков, кото­рые пер­во­на­чаль­но, подоб­но рим­ля­нам, име­ли лун­ные меся­цы, пер­вым днем меся­ца был тот, вече­ром кото­ро­го всхо­ди­ла новая луна; он назы­вал­ся νου­μηνία и был посвя­щен Апол­ло­ну. Нача­лом суток, как и у всех наро­дов, делив­ших вре­мя по кру­го­вра­ще­ни­ям луны, счи­тал­ся вечер. Т. к. от одно­го ново­лу­ния до дру­го­го про­хо­ди­ло 29 дней и при­бли­зи­тель­но 13 часов, то 30-днев­ные меся­цы (πλή­ρεις) чере­до­ва­лись с 29-днев­ны­ми (κοῖλοι). Далее, чтобы срав­нять лун­ный год с сол­неч­ным, со вре­мен Соло­на, в тече­ние «боль­шо­го года» (μέ­γας ἐνιαυτός), состо­яв­ше­го из 99 меся­цев, встав­ля­ли несколь­ко раз, а имен­но в каж­дый 3, 6 и 8-й года, один при­ба­воч­ный месяц (μὴν ἐμβο­λιμαῖος) в 30 дней, так что обык­но­вен­ный год состо­ял из 354 дней, а висо­кос­ный (со встав­ным меся­цем) из 384. Но такой висо­кос­ный год был 712 дня­ми длин­нее, чем сле­до­ва­ло, поэто­му при­хо­ди­лось вре­мя от вре­ме­ни про­пус­кать вста­воч­ный месяц. Во вре­ме­на Перик­ла аст­ро­ном Метон уста­но­вил 19-лет­ний цикл (ἐν­νεακαι­δεκαετη­ρίς). Впро­чем, кален­да­ри отдель­ных гре­че­ских государств были столь же отлич­ны один от дру­го­го, как и рели­ги­оз­ные тор­же­ства. Атти­че­ский год начи­нал­ся с пер­во­го ново­лу­ния после лет­не­го сол­неч­но­го пово­рота (тогда как спар­тан­ский начи­нал­ся с осен­не­го рав­но­ден­ст­вия, а эолий­ский с зим­не­го сол­неч­но­го пово­рота); отсюда про­ис­хо­дит сле­дую­щий порядок атти­че­ских меся­цев: 1) Ἑκα­τομ­βαιών, 2-я поло­ви­на июля и 1-я поло­ви­на авгу­ста; 2) Με­ταγειτ­νιών, 2-я поло­ви­на авгу­ста и 1-я сен­тяб­ря; 3) Βοηδ­ρο­μιών, 2-я поло­ви­на сен­тяб­ря и 1-я октяб­ря; 4) Πυανε­ψιών, 2-я поло­ви­на октяб­ря и 1-я нояб­ря; 5) Μαι­μακ­τη­ριών, 2-я поло­ви­на нояб­ря и 1-я декаб­ря; 6) Πο­σειδεών, 2-я поло­ви­на декаб­ря и 1-я янва­ря; 7) Γα­μηλιών, 2-я поло­ви­на янва­ря и 1-я фев­ра­ля; 8) Ἀνθεσ­τη­ριών, 2-я поло­ви­на фев­ра­ля и 1-я мар­та; 9) Ἐλα­φηβο­λιών, 2-я поло­ви­на мар­та и 1-я апре­ля; 10) Μου­νιχιών, 2-я поло­ви­на апре­ля и 1-я мая; 11) Θαρ­γη­λιών, 2-я поло­ви­на мая и 1-я июня; 12) Σκι­ροφο­ριών, 2-я поло­ви­на июня и 1-я июля. Встав­ной месяц назы­вал­ся вто­рым Посей­део­ном и встав­лял­ся в поло­вине года. Каж­дый месяц под­разде­лял­ся, в свою оче­редь, на три дека­ды: 1) ἱστα­μένου или ἀρχο­μένου, 2) ἐπί δέ­κα или με­σοῦν­τος и 3) φθί­νον­τος, παυομέ­νου, λή­γον­τος или ἀπιόν­τος. Ср. K. F. Her­mann, über griech. Mo­natskun­de (1844). Bergk, Beit­rä­ge zur griech. Mo­natskun­de (1845). [Латы­шев. О неко­то­рых эолич. и дорич. кален­да­рях (1883)].

2. У рим­лян, по пре­да­нию, Ромул разде­лил год на 10 меся­цев и назвал пер­вый из них в честь сво­его отца Мар­са — Mar­tius; вто­рой — Ap­ri­lis от рас­кры­ва­ния (ape­ri­re) почек на рас­те­ни­ях; тре­тий — Mai­us, в честь Майи, мате­ри Мер­ку­рия; чет­вер­тый — Iuni­us, в честь Юно­ны, а про­чие по месту в году: Quin­ti­lis, Sex­ti­lis, Sep­tem­ber, Oc­to­ber, No­vem­ber, De­cem­ber. Позд­нее Quin­ti­lis в честь Юлия Цеза­ря был назван Iuli­us, а Sex­ti­lis в честь Авгу­ста — Augus­tus. Нача­ло меся­ца опре­де­ля­лось ново­лу­ни­ем; осо­бый чинов­ник (впо­след­ст­вии pon­ti­fex ma­xi­mus) обя­зан был из осо­бен­но­го, нароч­но для это­го постро­ен­но­го на Капи­то­лий­ском хол­ме зда­ния (cu­ria Ca­lab­ra) объ­яв­лять о наступ­ле­нии ново­лу­ния (ka­la­re, оттуда Ka­len­dae). День в середине меся­ца (при­бли­зи­тель­но пол­но­лу­ние) назы­вал­ся Idus (от этрус­ско­го idua­re — делить; ср. di­vi­de­re). Смот­ря по раз­лич­ной длине меся­цев, Иды впо­след­ст­вии при­хо­ди­лись в неко­то­рых меся­цах (март, май, июль, октябрь) на 15 день, в дру­гих на 13-й. No­nae (no­vem) назы­вал­ся 9-й день перед Ида­ми (счи­тая и день Нон, и день Ид). Про­чие дни обо­зна­ча­лись чис­ла­ми, ука­зы­вав­ши­ми, какое место дан­ный день зани­ма­ет перед Кален­да­ми, или перед Нона­ми, или перед Ида­ми. Вме­сто die an­te Ka­len­das гово­ри­ли an­te diem Ka­len­das.

По пре­да­нию, Нума Пом­пи­лий при­со­еди­нил меся­цы Ianua­rius (от бога Яну­са) и Feb­rua­rius, кото­рый полу­чил свое имя от все­об­щей вели­кой иску­пи­тель­ной жерт­вы (Feb­rua­lia), при­но­сив­шей­ся в кон­це каж­до­го года (Feb­rua­rius был спер­ва послед­ним меся­цем). Таким обра­зом воз­ник лун­ный год из 355 дней. Чтобы срав­нять его с сол­неч­ным, Нума поста­но­вил через каж­дые два года меж­ду 23 и 24 фев­ра­ля встав­лять еще один месяц, men­sis in­te­ca­la­ris (in­te­ca­la­rius) или Mer­ce­do­nis (Mer­ci­do­nis). Но, по всей веро­ят­но­сти, так назы­вае­мый деся­ти­ме­сяч­ный год Рому­ла отно­сит­ся толь­ко к исчис­ле­нию сро­ков пере­ми­рия по деся­ти истин­ным обра­ще­ни­ям луны, а рим­ский празд­нич­ный кален­дарь иско­ни состо­ял из 12 меся­цев (с мар­та по фев­раль). При­пи­сы­вае­мый Нуме спо­соб урав­не­ния лун­но­го года с сол­неч­ным был дале­ко неудо­вле­тво­ри­те­лен, он остал­ся таким и после неко­то­рых улуч­ше­ний, введен­ных децем­ви­ра­ми (451 г. до Р. Х.). По зако­ну Мания Аци­лия Глаб­ри­о­на (191 г. до Р. Х.) пон­ти­фи­ки были упол­но­мо­че­ны встав­лять доба­воч­ный месяц по соб­ст­вен­но­му усмот­ре­нию. Но т. к. вслед­ст­вие небреж­но­сти во вре­мяс­чис­ле­нии явил­ся вели­чай­ший бес­по­рядок и все меся­цы поте­ря­ли свое есте­ствен­ное поло­же­ние в году, то Юлий Цезарь, как pon­ti­fex ma­xi­mus, пору­чил алек­сан­дрий­ско­му мате­ма­ти­ку Соси­ге­ну (в 46 г. до Р. Х.) устро­ить улуч­шен­ный кален­дарь; для введе­ния послед­не­го в ука­зан­ном году (an­nus con­fu­sio­nis ul­ti­mus) пона­до­би­лось, кро­ме встав­лен­но­го уже в фев­ра­ле обыч­но­го доба­воч­но­го меся­ца, вста­вить еще 67 дней меж­ду нояб­рем и декабрем. С этих пор кален­дар­ный год начи­нал­ся с пер­во­го янва­ря (т. е. с того дня, в кото­рый в 153 г. до Р. Х. кон­су­лы всту­па­ли в свою долж­ность); теперь в каж­дом чет­вер­том году, когда фев­раль состо­ял из 29 дней, 24-й и 25-й дни это­го меся­ца назы­ва­лись sex­tus Ka­len­das Mar­tias и год назы­вал­ся Bi­sex­ti­lis. Каж­дый месяц древ­ние рим­ляне дели­ли на части по базар­ным или судеб­ным дням (nun­di­nae от no­vem dies), в кото­рые они из дере­вень при­хо­ди­ли в город; при импе­ра­то­рах ста­ли делить на неде­ли (heb­do­ma­des). Обзор вре­мен цело­го года назы­вал­ся Ka­len­da­rium; но этим же име­нем обо­зна­ча­лась и дол­го­вая кни­га, т. к. долж­ни­ки пла­ти­ли про­цен­ты в дни Календ.


II. Лето­счис­ле­ние. В хро­но­ло­гии древ­ней­шей гре­че­ской исто­рии важен год взя­тия Трои, т. е., соот­вет­ст­вен­но вычис­ле­ни­ям Эра­то­сфе­на и Апол­ло­до­ра, 1184 г. до Р. Х.; счи­тая годы впе­ред или назад от этой эры, опре­де­ля­ли даты собы­тий. Счис­ле­ние по олим­пи­а­дам (эра — 1-я ол. = 776 г. до Р. Х., см. Olym­pias, 2) сде­ла­лось у исто­ри­ков глав­ным при­е­мом хро­но­ло­ги­че­ско­го опре­де­ле­ния (преж­де все­го у исто­ри­ка Тимея) толь­ко в 3 в. до Р. Х., но вме­сте с тем сохра­нил­ся обы­чай счи­тать по афин­ским архон­там-эпо­ни­мам и по пер­вым спар­тан­ским эфо­рам. У рим­лян офи­ци­аль­ным лето­счис­ле­ни­ем было счис­ле­ние по кон­су­лам; оно удер­жи­ва­лось и при импе­ра­то­рах до Юсти­ни­а­на (до 541 г.). Рядом с этим вошло во все­об­щее употреб­ле­ние у писа­те­лей со вре­ме­ни Авгу­ста счис­ле­ние ab ur­be con­di­ta; Варрон, кото­ро­му и мы по боль­шей части сле­ду­ем, счи­та­ет за год осно­ва­ния Рима год, соот­вет­ст­ву­ю­щий 753 г. до Р. Х., а по Като­ну год осно­ва­ния Рима = 751 г. до Р. Х. Име­на кон­су­лов сохра­ни­лись в Fas­ti Ca­pi­to­li­ni и в Fas­ti Con­su­la­res (см. Fas­ti). В 4 в. от Р. Х. вошел в употреб­ле­ние цикл индик­тов (in­dic­tio­num), имев­ший свое осно­ва­ние в подат­ном устрой­стве Рим­ской импе­рии и начи­нав­ший­ся с 1 сен­тяб­ря 312 г. Затем вошло в употреб­ле­ние и удер­жи­ва­ет­ся до сих пор счис­ле­ние по годам от Рож­де­ства Хри­сто­ва, при­чем при­ни­ма­ет­ся за эру тот год, кото­рый вычис­лил для это­го собы­тия Dio­ny­sius Exi­guus († 556 г.) Ср. Zumpt, das Ge­burtsjahr Chris­ti (1869). См. таб­ли­цы, при­ло­жен­ные в кон­це кни­ги.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 91—93.
См. по теме: ЭПОХА • ЭПАКТЫ, ЕПАКТЫ • ЭЛАФЕБОЛИОН, ЕЛАФЕБОЛИОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА