Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ГРЕЧЕСКАЯ АНТОЛО́ГИЯ

An­tho­lo­gia grae­ca, соб­ст­вен­но собра­ние цве­тов гре­че­ской поэ­зии. Име­нем Ἀνθο­λογία гре­ки обо­зна­ча­ли сбор­ни­ки неболь­ших, осо­бен­но эпи­грам­ма­ти­че­ских сти­хотво­ре­ний. Древ­ней­ший сбор­ник это­го рода был состав­лен поэтом Меле­а­гром Гадар­ским ок. 60 г. до Р. Х. и назван στέ­φανος, венок; он заклю­чал кро­ме соб­ст­вен­ных сти­хотво­ре­ний Меле­а­г­ра еще про­из­веде­ния 46, как совре­мен­ных Меле­а­г­ру, так и древ­ней­ших поэтов, напр., Архи­ло­ха, Алкея, Сап­фо, Ана­кре­он­та, Симо­нида и др. Филипп Фес­са­ло­ник­ский, жив­ший, веро­ят­но, при Тра­яне, при­со­еди­нил к это­му сбор­ни­ку еще избран­ные эпи­грам­мы, кажет­ся, 13 поэтов, про­сла­вив­ших­ся после Меле­а­г­ра. Подоб­ные же анто­ло­гии состав­ле­ны были впо­след­ст­вии Дио­ге­ни­а­ном Герак­лей­ским, Стра­то­ном Сар­дий­ским (при Адри­ане) и Ага­фи­ем Мирин­ским (при Юсти­ни­ане). Эти сбор­ни­ки не дошли до нас. Но из них в 10 в. при Кон­стан­тине Пор­фи­ро­род­ном Кон­стан­тин Кефа­ла соста­вил новую обшир­ную анто­ло­гию и при­том рас­по­ло­жил пье­сы сво­его сбор­ни­ка не в алфа­вит­ном поряд­ке, как это дела­ли Меле­агр и Филипп, а по срод­ству содер­жа­ния, в 15 кни­гах. Кро­ме эпи­грамм древ­ней­ше­го вре­ме­ни сюда вошли и неко­то­рые новей­шие допол­не­ния. Из этой анто­ло­гии в 14 в. монах Мак­сим Пла­нуда сде­лал извле­че­ние в 7 кни­гах, кото­рое и было в эпо­ху воз­рож­де­ния наук впер­вые напе­ча­та­но во Фло­рен­ции в 1494 г. под наблюде­ни­ем уче­но­го гре­ка Иоан­на Лас­ка­ри­са под загла­ви­ем: Ἀνθο­λογία διαφό­ρων ἐπιγ­ραμμά­των; позд­нее появил­ся пре­крас­ный латин­ский пере­вод этой анто­ло­гии, сде­лан­ный Гуго Гро­ци­ем.

В 1606 г. Sal­ma­sius открыл в гей­дель­берг­ской биб­лио­те­ке руко­пись анто­ло­гии Кон­стан­ти­на Кефа­лы. Нако­нец, в 1772—1776 гг. вышел сбор­ник R. F. Ph. Brunck’а, заклю­чаю­щий в себе анто­ло­гию Кефа­лы (за исклю­че­ни­ем неко­то­рых бес­со­дер­жа­тель­ных эпи­грамм из хри­сти­ан­ских вре­мен), а так­же все извест­ные по дру­гим источ­ни­кам эпи­грам­мы и отрыв­ки лири­че­ских про­из­веде­ний раз­лич­ных древ­ней­ших поэтов, напр., Архи­ло­ха, Соло­на, Симо­нида и пр., рас­пре­де­лен­ные по авто­рам. Новое изда­ние это­го сбор­ни­ка сде­лал Fr. Jacobs в 13 томах (1794—1814). Позд­нее (1813—1817) он же по одной копии издал (в 3 томах) текст гей­дель­берг­ской руко­пи­си с сохра­не­ни­ем и поряд­ка, в каком рас­по­ло­же­ны в ней эпи­грам­мы, и сде­лал пре­крас­ное извле­че­ние из анто­ло­гии под загла­ви­ем: De­lec­tus epig­ram­ma­tum Grae­co­rum (1826).

Вновь издал гре­че­скую анто­ло­гию по пала­тин­ско­му (гей­дель­берг­ско­му) спис­ку с при­бав­ле­ни­ем эпи­грамм, заим­ст­во­ван­ных из дру­гих источ­ни­ков, Düb­ner (Pa­ris, 1864—1872). Эпи­грам­мы, содер­жа­щи­е­ся в An­tho­lo­gia grae­ca, при­над­ле­жат раз­лич­ным векам и весь­ма раз­лич­ны по сво­е­му досто­ин­ству; но боль­шая часть их отно­сит­ся к чис­лу луч­ших остат­ков гре­че­ской поэ­зии. В них мы видим неис­чер­пае­мую раз­но­сто­рон­ность и поэ­ти­че­ский склад гре­че­ско­го духа, кото­рый умел ост­ро­ум­но и в выс­шей сте­пе­ни изящ­но изо­бра­жать самые раз­но­об­раз­ные отно­ше­ния и направ­ле­ния внут­рен­ней и внеш­ней жиз­ни чело­ве­ка. Из авто­ров поме­щен­ных в анто­ло­гии эпи­грамм осо­бен­но заме­ча­тель­ны: Симо­нид Кеос­ский, соб­ст­вен­но осно­ва­тель эпи­грам­ма­ти­че­ско­го искус­ства (559—462 гг. до Р. Х.), Ана­кре­онт, Кал­ли­мах Кирен­ский, Фео­крит Сира­куз­ский, Аскле­пи­ад Самос­ский, Лео­нид Тарент­ский (ок. 125 ол. 280), Мна­салк Сики­он­ский (ок. 133 ол. 248), Риан из Βή­νη (ок. 139 ол. 224), Дио­ско­рид (ок. 145 ол. 200), Анти­патр Сидон­ский, Меле­агр Гадар­ский, Анти­патр Фес­са­ло­ник­ский, Кри­на­гор Мити­лен­ский, Лео­нид Алек­сан­дрий­ский, Луцил­лий, Филипп Фес­са­ло­ник­ский, Леон­тий, Руфин, Павел Силе­ан­ти­а­рий, Ага­фий Мирин­ский.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 94—95.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА