Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПАТУ́РИИ

Ἀπα­τούρια, τά, (от = ἅμα и πα­τόρια, сход­ка фра­то­ров), гре­че­ское и осо­бен­но ионий­ское празд­не­ство, при кото­ром граж­дане пред­став­ля­ли сво­их детей сво­им фра­то­рам и вно­си­ли в спис­ки фра­трий. В Афи­нах этот празд­ник совер­шал­ся в меся­це Пиа­неп­си­оне (октябрь—ноябрь), т. е., в то вре­мя, когда пре­кра­ща­лось море­пла­ва­ние, в тече­ние 3 дней; пер­вый день назы­вал­ся δορ­πία от δόρ­πον, ужин, пото­му что фра­то­ры соби­ра­лись в этот день за тра­пе­зой в доме одно­го из состо­я­тель­ней­ших чле­нов фра­трии; вто­рой день назы­вал­ся от жертв, при­но­си­мых на обще­ст­вен­ный счет Зев­су Фра­трию и Афине, ἀνάρ­ρυ­σις (от ἀναρ­ρύειν = αὐερύειν, при­но­сить в жерт­ву). Тре­тий день назы­вал­ся κου­ρεῶτις, как гово­рят, от того, что тогда стриг­ли юно­шей и посвя­ща­ли богам. Веро­ят­но, в тече­ние всех этих трех дней, а не толь­ко в тре­тий день, дети, родив­ши­е­ся в теку­щем году, а так­же и те, кото­рые хотя роди­лись рань­ше, но еще не были зане­се­ны в спис­ки фра­то­ров, пред­став­ля­е­мы были собра­нию фра­трии и после клят­вен­но­го заве­ре­ния закон­но­сти их про­ис­хож­де­ния их отца­ми при­ни­ма­лись в состав фра­трии, при­чем име­на их вно­си­лись в спи­сок фра­то­ров (φρα­τορι­κὸν γραμ­μα­τεῖον). За каж­до­го из пред­став­ля­е­мых детей при­но­си­лась в жерт­ву (κού­ρειον или μεῖον) коза или овца и после вне­се­ния в спис­ки имен совер­ша­лась жерт­вен­ная тра­пе­за. Если кто-либо про­те­сто­вал про­тив при­ня­тия ребен­ка во фра­трию, то отво­дил жерт­вен­ное живот­ное от алта­ря, и тогда при­сут­ст­ву­ю­щие посред­ст­вом голо­со­ва­ния реша­ли, при­чис­лить ли ребен­ка, о кото­ром шла речь, к фра­трии или нет. На тре­тий день, кро­ме того, отцы устра­и­ва­ли нечто вро­де испы­та­ния для тех из сво­их сыно­вей, кото­рые посе­ща­ли шко­лу; при этом дети декла­ми­ро­ва­ли отрыв­ки из читан­ных в шко­ле авто­ров; наи­бо­лее отли­чив­шим­ся дава­лись награ­ды (Plat. Tim. p. 21, B).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 108—109.
См. по теме: ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ДИОМЕИ • ДИОНИСИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА