АПАТУ́РИИ
Ἀπατούρια, τά, (от ἀ = ἅμα и πατόρια, сходка фраторов), греческое и особенно ионийское празднество, при котором граждане представляли своих детей своим фраторам и вносили в списки фратрий. В Афинах этот праздник совершался в месяце Пианепсионе (октябрь—ноябрь), т. е., в то время, когда прекращалось мореплавание, в течение 3 дней; первый день назывался δορπία от δόρπον, ужин, потому что фраторы собирались в этот день за трапезой в доме одного из состоятельнейших членов фратрии; второй день назывался от жертв, приносимых на общественный счет Зевсу Фратрию и Афине, ἀνάρρυσις (от ἀναρρύειν = αὐερύειν, приносить в жертву). Третий день назывался κουρεῶτις, как говорят, от того, что тогда стригли юношей и посвящали богам. Вероятно, в течение всех этих трех дней, а не только в третий день, дети, родившиеся в текущем году, а также и те, которые хотя родились раньше, но еще не были занесены в списки фраторов, представляемы были собранию фратрии и после клятвенного заверения законности их происхождения их отцами принимались в состав фратрии, причем имена их вносились в список фраторов (φρατορικὸν γραμματεῖον). За каждого из представляемых детей приносилась в жертву (κούρειον или μεῖον) коза или овца и после внесения в списки имен совершалась жертвенная трапеза. Если кто-либо протестовал против принятия ребенка во фратрию, то отводил жертвенное животное от алтаря, и тогда присутствующие посредством голосования решали, причислить ли ребенка, о котором шла речь, к фратрии или нет. На третий день, кроме того, отцы устраивали нечто вроде испытания для тех из своих сыновей, которые посещали школу; при этом дети декламировали отрывки из читанных в школе авторов; наиболее отличившимся давались награды (Plat. Tim. p. 21, B).
«Реальный словарь классических древностей по Любкеру». Издание Общества классической филологии и педагогики. СПб, 1885, с. 108—109.