КАНАЛ. Для греческих и римских мореплавателей особое значение имел канал, который связывал Средиземное и Красное моря. Строительство такого канала было начато фараоном Нехо (с 609 по 593 до н. э.) и закончено персидским царем Дарием I. Длина канала составляла 180 км, ширина — 45 м, глубина — 5 м (современный Суэцкий канал имеет длину 161 км при ширине 120—150 м и глубине 12,5—13 м). Проводились многочисленные работы по усовершенствованию этого канала (особенно при Траяне); разрушился он около 800, в период арабского владычества. Во время правления Ксеркса, в 480 до н. э., был сооружен Афинский канал, вскоре пришедший в негодность, т. к. практически не использовался. Истмийский канал, строительство которого начал Нерон, так и не был построен. (Современный Коринфский канал имеет длину 6,3 м при ширине 25 м и глубине 8,8 м.) Римляне строили ценные внутренние каналы: еще в 109 до н. э. в консульство Марка Эмилия Скавра был проведен канал от реки По (Падуе) к Падуе, а немного позже, в консульство Мария, — канал (Fossa Mariana) в обход дельты реки Рона. Полководец Корбулон отдал своим воинам приказ соединить 37-километровым каналом реку Рейн и реку Маас. В Британии римляне также соорудили ряд технически совершенных каналов.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.