КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА, культура Кикладских островов, существовавшая наряду с культурой материковой Греции и Крита в медном и бронзовом веке (2600—1110 до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. она испытывала сильное влияние крито-минойской и микенской культур; кроме того, следует отметить западно-анатолийские влияния, следы которых свидетельствуют о наличии контактов в области экономики и искусства между отдельными частями эгейского мира. Поселения жителей Киклад состояли из построек прямоугольной, реже — закругленной формы; в основном эти поселения не были обнесены укреплениями. Наряду с монохромной керамикой на Кикладах изготовлялись сосуды с цветным процарапанным орнаментом (т. н. кикладские сковороды), сосуды из камня; сосуды были главным образом выпуклой формы — кубки, кувшины и т. д. Найдены на Кикладах и мраморные идолы — непропорциональные, часто с утрированной головой, различного размера (до ¾ человеческого роста), стоящие или сидящие (например, изображение играющего на арфе). Следы влияния минойской культуры несут настенные росписи в Филакопи и в особенности недавно открытые росписи на острове Фера (сцена кулачного боя, «Ласточкина комната» и другие). Преобладание черт микенской культуры в культуре Киклад, проявлявшееся, в частности, в изобразительном искусстве (например, в мраморных идолах), означало конец кикладской культуры бронзового века. Для периода раннего железа характерна полифония художественных средств, давшая начало разнообразию местных стилей — сначала геометрического, затем архаического типа. Обилие местных стилей соответствовало экономической разобщенности, характерной для Киклад этого времени. Однако этот этап культурного развития проходит уже за пределами собственно кикладской культуры как культуры бронзового века.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.