Словарь античности

КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА, куль­ту­ра Киклад­ских ост­ро­вов, суще­ст­во­вав­шая наряду с куль­ту­рой мате­ри­ко­вой Гре­ции и Кри­та в мед­ном и брон­зо­вом веке (2600—1110 до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. она испы­ты­ва­ла силь­ное вли­я­ние кри­то-миной­ской и микен­ской куль­тур; кро­ме того, сле­ду­ет отме­тить запад­но-ана­то­лий­ские вли­я­ния, следы кото­рых свиде­тель­ст­ву­ют о нали­чии кон­так­тов в обла­сти эко­но­ми­ки и искус­ства меж­ду отдель­ны­ми частя­ми эгей­ско­го мира. Посе­ле­ния жите­лей Киклад состо­я­ли из постро­ек пря­мо­уголь­ной, реже — закруг­лен­ной фор­мы; в основ­ном эти посе­ле­ния не были обне­се­ны укреп­ле­ни­я­ми. Наряду с моно­хром­ной кера­ми­кой на Кикла­дах изготов­ля­лись сосуды с цвет­ным про­ца­ра­пан­ным орна­мен­том (т. н. киклад­ские ско­во­ро­ды), сосуды из кам­ня; сосуды были глав­ным обра­зом выпук­лой фор­мы — куб­ки, кув­ши­ны и т. д. Най­де­ны на Кикла­дах и мра­мор­ные идо­лы — непро­пор­цио­наль­ные, часто с утри­ро­ван­ной голо­вой, раз­лич­но­го раз­ме­ра (до ¾ чело­ве­че­ско­го роста), сто­я­щие или сидя­щие (напри­мер, изо­бра­же­ние играю­ще­го на арфе). Следы вли­я­ния миной­ской куль­ту­ры несут настен­ные рос­пи­си в Фила­ко­пи и в осо­бен­но­сти недав­но откры­тые рос­пи­си на ост­ро­ве Фера (сце­на кулач­но­го боя, «Ласточ­ки­на ком­на­та» и дру­гие). Пре­об­ла­да­ние черт микен­ской куль­ту­ры в куль­ту­ре Киклад, про­яв­ляв­ше­е­ся, в част­но­сти, в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (напри­мер, в мра­мор­ных идо­лах), озна­ча­ло конец киклад­ской куль­ту­ры брон­зо­во­го века. Для пери­о­да ран­не­го желе­за харак­тер­на поли­фо­ния худо­же­ст­вен­ных средств, дав­шая нача­ло раз­но­об­ра­зию мест­ных сти­лей — сна­ча­ла гео­мет­ри­че­ско­го, затем арха­и­че­ско­го типа. Оби­лие мест­ных сти­лей соот­вет­ст­во­ва­ло эко­но­ми­че­ской раз­об­щен­но­сти, харак­тер­ной для Киклад это­го вре­ме­ни. Одна­ко этот этап куль­тур­но­го раз­ви­тия про­хо­дит уже за пре­де­ла­ми соб­ст­вен­но киклад­ской куль­ту­ры как куль­ту­ры брон­зо­во­го века.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА