Словарь античности

КИРПИЧИ. Древ­не­во­сточ­ная тех­ни­ка обжи­га кир­пи­чей была утра­че­на в Гре­ции око­ло 1000 до н. э. С тех пор для мно­го­чис­лен­ных постро­ек исполь­зо­вал­ся кир­пич, высу­шен­ный на возду­хе. Воз­врат к тех­ни­ке обо­жжен­но­го кир­пи­ча про­изо­шел лишь в середине 4 в. в свя­зи с необ­хо­ди­мо­стью быст­ро­го воз­веде­ния круп­ных постро­ек. Этот спо­соб стро­и­тель­ства, для кото­ро­го был необ­хо­дим извест­ко­вый рас­т­вор, мед­лен­но вхо­дил в употреб­ле­ние и рас­про­стра­нил­ся толь­ко в импе­ра­тор­скую эпо­ху. Несмот­ря на боль­шую потреб­ность в кир­пи­чах, их про­из­вод­ство не под­вер­га­лось меха­ни­за­ции, если не счи­тать исполь­зо­ва­ния в Риме клейм для штам­па. Рас­коп­ки не обна­ру­жи­ли печей, кото­рые бы были спе­ци­аль­но пред­на­зна­че­ны для обжи­га кир­пи­чей. Веро­ят­но, све­жие, высу­шен­ные на возду­хе кир­пи­чи обжи­га­лись в обма­зан­ных гли­ной связ­ках, внут­ри кото­рых были остав­ле­ны про­хо­ды для горя­че­го возду­ха. Отно­си­тель­но неболь­шие гор­шеч­ные печи, види­мо, не исполь­зо­ва­лись для обжи­га кир­пи­чей. Суще­ст­во­ва­ло мно­же­ство раз­лич­ных форм кир­пи­ча; обыч­ный рим­ский весь­ма тяже­лый плос­кий кир­пич (55 × 55 × 4 см) силь­но отли­ча­ет­ся от совре­мен­но­го фор­ма­та кир­пи­ча, впер­вые введен­но­го лан­го­бар­да­ми. Кир­пич­но­го стро­и­тель­ства как тако­во­го в антич­но­сти почти не было, т. к. кир­пи­чи исполь­зо­ва­лись лишь в наруж­ной отдел­ке бетон­ных стен. Полые, рельеф­ные, фигур­ные кир­пи­чи, конь­ко­вая и кро­вель­ная чере­пи­ца, анте­фик­сы и тре­уголь­ные кир­пи­чи име­ли в антич­но­сти раз­лич­ную фор­му, сме­на кото­рой слу­жит важ­ной осно­вой для дати­ров­ки. В рим­ские про­вин­ции тех­ни­ка кир­пич­ных постро­ек попа­ла вме­сте с рим­ски­ми гар­ни­зо­на­ми. Фор­мо­ва­ни­ем и обжи­гом кир­пи­чей зани­ма­лись ино­гда не толь­ко вспо­мо­га­тель­ные вой­ска, но и сол­да­ты леги­о­нов; на всех кир­пи­чах, изготов­лен­ных сол­да­та­ми, сто­ят клей­ма их воин­ских частей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА • КУРВАТУРА • КАССЕТЫ • МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Нижний перистиль и центральный фонтан.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Вилла Максенция.
Цирк Максенция.
Рим, Аппиева дорога.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. н. э.
Помпеи.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Вид изнутри.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Атрий Весты. (Дом весталок).

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА