Словарь античности

КЛАССИЦИЗМ. Так име­ну­ют­ся пери­о­ды и тен­ден­ции в исто­рии искус­ства, когда фор­мы и темы антич­но­го искус­ства явля­ют­ся эсте­ти­че­ским эта­ло­ном. Спо­соб, сте­пень и осо­зна­ние зави­си­мо­сти от антич­ных образ­цов весь­ма измен­чи­вы и соот­вет­ст­ву­ют исто­ри­че­ским усло­ви­ям, а так­же состо­я­нию зна­ний об антич­ной эпо­хе. Еще в 4 в. до н. э. ста­ли обра­щать­ся к искус­ству 6 в. до н. э. как к гре­че­ской клас­си­ке, нача­ли выяв­лять­ся клас­си­ци­сти­че­ские тен­ден­ции. Эти тен­ден­ции про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать на про­тя­же­нии всей элли­ни­сти­че­ско-рим­ской эпо­хи, одна­ко их направ­лен­ность и интен­сив­ность были раз­лич­ны в раз­ные пери­о­ды. Харак­тер­ным при­зна­ком клас­си­циз­ма явля­ет­ся в первую оче­редь ясность архи­тек­то­ни­ки, что при­да­ет про­из­веде­ни­ям сугу­бо ака­де­ми­че­ский харак­тер. Осо­бое место зани­мал «авгу­сти­ан­ский клас­си­цизм» ран­ней Рим­ской импе­рии. В лите­ра­ту­ре клас­си­циз­му соот­вет­ст­во­вал атти­цизм. Клас­си­че­ские тен­ден­ции про­дол­жа­ли жить и в сред­не­ве­ко­вье, явля­лись гос­под­ст­ву­ю­щи­ми в эпо­ху Воз­рож­де­ния и дей­ст­во­ва­ли в ака­де­ми­че­ском искус­стве Фран­ции в 17 в. Клас­си­цизм в узком смыс­ле («нео­клас­си­цизм» в англо­языч­ных куль­ту­рах) — это под­ра­жаю­щая антич­но­сти фаза евро­пей­ско­го искус­ства 1760—1830. Клас­си­цизм в первую оче­редь озна­чал отказ от дина­ми­че­ско­го искус­ства барок­ко, кото­рое было побеж­де­но клас­си­циз­мом в его послед­ней фазе (роко­ко). Деви­зом клас­си­циз­ма ста­ло тре­бо­ва­ние И. Вин­кель­ма­на: «Един­ст­вен­ный для нас спо­соб быть вели­ки­ми, если воз­мож­но, непо­д­ра­жае­мы­ми, — это под­ра­жа­ние древним». Про­стота, чистота сим­мет­рии и глу­би­на мыс­ли — из это­го скла­ды­ва­лась клас­си­ци­сти­че­ская фор­ма. Клас­си­цизм, одна­ко, не оста­вал­ся фено­ме­ном фор­мы, но идей­но он был свя­зан с бур­жу­аз­ным про­све­ще­ни­ем и фран­цуз­ской рево­лю­ци­ей. Несмот­ря на то что клас­си­цизм доста­точ­но явст­вен­но ощу­щал­ся в искус­стве Ита­лии и Англии, веду­щее место во всех видах искус­ства заня­ли к 18 в. фран­цуз­ские худож­ни­ки. Наряду с тра­ди­ци­он­ной цер­ков­ной и зам­ко­вой архи­тек­ту­рой появ­ля­лись новые архи­тек­тур­ные зада­чи: необ­хо­ди­мость стро­ить шко­лы, музеи, теат­ры. Эти зада­чи были вели­ко­леп­но раз­ре­ше­ны архи­тек­то­ра­ми-клас­си­ци­ста­ми. В немец­кой куль­ту­ре пер­вым чисто клас­си­ци­сти­че­ским про­из­веде­ни­ем был Вёр­лиц­кий замок Эрд­ман­сдор­фа, он явил­ся образ­цом для под­ра­жа­ния при стро­и­тель­стве боль­шей части рези­ден­ций, преж­де все­го в Бер­лине (Гентц, Гон­тард, Лан­г­ханс). Напо­лео­нов­ская эпо­ха созда­ла пыш­ный клас­си­ци­сти­че­ский стиль, идео­ло­ги­че­ски вос­хо­дя­щий к эпо­хе Рим­ской импе­рии. Фран­цуз­ский клас­си­цизм рас­про­стра­нил­ся по всей Евро­пе и после 1815 пере­шел в мону­мен­таль­ный клас­си­цизм эпо­хи Рестав­ра­ции (Клен­це, Шин­кель). В обла­сти скульп­ту­ры клас­си­цизм шел от под­ра­жа­ния антич­ным образ­цам и «мра­мор­ной холод­но­сти» (Кано­ва, Торвальд­сен) к пол­ным жиз­ни, реа­ли­сти­че­ским обра­зам (Шадов, Раух). У худож­ни­ков клас­си­циз­ма линия гос­под­ст­во­ва­ла над цве­том; пред­по­чте­ние отда­ва­лось ком­по­зи­ци­ям на антич­ные темы (Менгс).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА