КЛАССИЦИЗМ. Так именуются периоды и тенденции в истории искусства, когда формы и темы античного искусства являются эстетическим эталоном. Способ, степень и осознание зависимости от античных образцов весьма изменчивы и соответствуют историческим условиям, а также состоянию знаний об античной эпохе. Еще в 4 в. до н. э. стали обращаться к искусству 6 в. до н. э. как к греческой классике, начали выявляться классицистические тенденции. Эти тенденции продолжали существовать на протяжении всей эллинистическо-римской эпохи, однако их направленность и интенсивность были различны в разные периоды. Характерным признаком классицизма является в первую очередь ясность архитектоники, что придает произведениям сугубо академический характер. Особое место занимал «августианский классицизм» ранней Римской империи. В литературе классицизму соответствовал аттицизм. Классические тенденции продолжали жить и в средневековье, являлись господствующими в эпоху Возрождения и действовали в академическом искусстве Франции в 17 в. Классицизм в узком смысле («неоклассицизм» в англоязычных культурах) — это подражающая античности фаза европейского искусства 1760—1830. Классицизм в первую очередь означал отказ от динамического искусства барокко, которое было побеждено классицизмом в его последней фазе (рококо). Девизом классицизма стало требование И. Винкельмана: «Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, — это подражание древним». Простота, чистота симметрии и глубина мысли — из этого складывалась классицистическая форма. Классицизм, однако, не оставался феноменом формы, но идейно он был связан с буржуазным просвещением и французской революцией. Несмотря на то что классицизм достаточно явственно ощущался в искусстве Италии и Англии, ведущее место во всех видах искусства заняли к 18 в. французские художники. Наряду с традиционной церковной и замковой архитектурой появлялись новые архитектурные задачи: необходимость строить школы, музеи, театры. Эти задачи были великолепно разрешены архитекторами-классицистами. В немецкой культуре первым чисто классицистическим произведением был Вёрлицкий замок Эрдмансдорфа, он явился образцом для подражания при строительстве большей части резиденций, прежде всего в Берлине (Гентц, Гонтард, Лангханс). Наполеоновская эпоха создала пышный классицистический стиль, идеологически восходящий к эпохе Римской империи. Французский классицизм распространился по всей Европе и после 1815 перешел в монументальный классицизм эпохи Реставрации (Кленце, Шинкель). В области скульптуры классицизм шел от подражания античным образцам и «мраморной холодности» (Канова, Торвальдсен) к полным жизни, реалистическим образам (Шадов, Раух). У художников классицизма линия господствовала над цветом; предпочтение отдавалось композициям на античные темы (Менгс).
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.