Словарь античности

КОЛДОВСТВО, вол­шеб­ный обряд как состав­ная часть магии, пред­при­ни­мае­мый с целью бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния или пре­пят­ст­во­ва­ния чело­ве­че­ским дей­ст­ви­ям, при­род­ным усло­ви­ям (пого­да, пло­до­ро­дие, здо­ро­вье) или окру­жаю­щей чело­ве­ка обста­нов­ке (враж­да, любовь, жизнь, смерть). В антич­но­сти были извест­ны все виды кол­дов­ства: закол­до­вы­ва­ние, рас­кол­до­вы­ва­ние, обе­ре­ги и наго­во­ры. В каче­стве маги­че­ских средств исполь­зо­ва­лись рас­те­ния (зелья), живот­ные и части их тел, чело­ве­че­ская кровь и семя, раз­лич­ные метал­ло­иды и метал­лы, олив­ко­вое мас­ло, вино и масти­ка. Сведе­ния по антич­но­му кол­дов­ству содер­жат­ся у Ямвли­ха, Пла­то­на, Пли­ния Стар­ше­го и Овидия. В антич­но­сти суще­ст­во­ва­ла обшир­ная кол­дов­ская лите­ра­ту­ра, заим­ст­во­ван­ная из Вави­ло­на и Егип­та. Офи­ци­аль­но кол­дов­ство было запре­ще­но (Зако­ны 12 таб­лиц, Кодекс Юсти­ни­а­на), одна­ко неко­то­рые его виды ста­ли частью государ­ст­вен­но­го куль­та (лупер­ка­лии, луст­ра­ции, ман­ти­ка, ора­ку­лы). Роди­ной кол­дов­ства гре­ки счи­та­ли Фес­са­лию, позд­нее — Восток; на место Гека­ты, Гер­ме­са, Медеи и Кир­ки вско­ре при­шли боже­ства и демо­ны восточ­ных наро­дов. Кол­дов­ство в виде теур­гии и оккуль­тиз­ма вошло в состав гно­си­са и элли­ни­сти­че­ской тео­со­фии неопи­фа­го­рей­цев и нео­пла­то­ни­ков, напри­мер Апол­ло­ния Тиа­н­ско­го и Пор­фи­рия. Этот вид кол­дов­ства пре­об­ла­дал в кол­дов­ской лите­ра­ту­ре вплоть до сред­не­ве­ко­вья и ново­го вре­ме­ни. В каче­стве маги­че­ских фор­мул слу­жи­ли фор­му­ла «Сея­те­ля», маги­че­ские ряды глас­ных, «эфес­ские пись­ме­на», алфа­вит, цита­ты из свя­щен­ных книг, назва­ния звезд и планет.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭЙРЕСИОНА • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА