Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПИО́Н

Apĭon, Ἀπίων, алек­сан­дрий­ский грам­ма­тик, учив­ший в 1-й поло­вине 1 в. от Р. Х. в Риме и напи­сав­ший мно­го извест­ных нам толь­ко по отрыв­кам сочи­не­ний. Меж­ду ними осо­бен­но важ­ны были γλῶσ­σαι Ὁμη­ρικαί; он же был и послед­ним из тех кри­ти­ков, кото­рые зани­ма­лись исправ­ле­ни­ем тек­ста гоме­ров­ских песен. Суще­ст­ву­ю­щие под его име­нем γλῶσ­σαι Ὁμη­ρικαί — позд­ней­ше­го про­ис­хож­де­ния. Состав­лен­ная им по пору­че­нию жите­лей Алек­сан­дрии и обра­щен­ная к импе­ра­то­ру Кали­гу­ле жало­ба «на Иуде­ев» извест­на по воз­ра­же­нию на нее, напи­сан­но­му Фла­ви­ем Иоси­фом.

апис Apis, Ἄπις, свя­щен­ный бык, быв­ший пред­ме­том рели­ги­оз­но­го почи­та­ния для егип­тян. В Мем­фи­се жили­щем ему слу­жил храм с дву­мя при­де­ла­ми и обшир­ным дво­ром. Мно­го­чис­лен­ные жре­цы ходи­ли за Апи­сом, окру­жая его цар­ской рос­ко­шью; он ел и пил из золотых сосудов. Апис слу­жил и ора­ку­лом: ста­ра­лись уга­дать буду­щее, наблюдая, в кото­рый при­дел он вой­дет, съест ли пред­ло­жен­ную пищу или нет и т. п. Ино­гда ему при­но­си­ли в жерт­ву быков крас­ной масти. Еже­год­но в честь его в про­дол­же­ние при­бли­зи­тель­но меся­ца во всем Егип­те совер­шал­ся празд­ник, окан­чи­вав­ший­ся в день рож­де­ния Апи­са; в этот день его выво­ди­ли во всем его свя­щен­ном убран­стве. Когда Апис дожи­вал до 25 лет, его топи­ли в извест­ном толь­ко жре­цам колод­це, затем баль­за­ми­ро­ва­ли и хоро­ни­ли в золо­том гро­бе. Если он уми­рал рань­ше 25 лет, то по всей стране соблюдал­ся тра­ур, пока не нахо­дил­ся новый Апис. Когда тако­вой был най­ден, его при­во­зи­ли в Нило­поль (в Верх­нем Егип­те) и там 40 дней дер­жа­ли в хра­ме, затем на кораб­ле в золо­той каю­те отправ­ля­ли в Мем­фис. Вери­ли, что Апис зарож­да­ет­ся от луча небес­но­го све­та. При­ме­та­ми Апи­са были: совер­шен­но чер­ный цвет шер­сти, белое тре­уголь­ное или четы­рех­уголь­ное пят­но на лбу, белое, в фор­ме полу­ме­ся­ца пят­но на пра­вом боку, подоб­ный жуку чер­ный мяси­стый нарост под язы­ком и хвост с дво­я­ки­ми воло­са­ми. Обо­жа­ние Апи­са осно­ва­но на почи­та­нии живот­ных у егип­тян; Апис счи­тал­ся обо­лоч­кой души Оси­ри­са Hdt. 3, 27 сл. Diod. Sic. 1, 21. 85. Strab. 17 p. 562. Plin. 8, 46.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 112.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Птолемей Апион.
Бронза.
49 г. до н. э. — 25 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Птолемей Апион.
Бронза.
49 г. до н. э. — 25 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Птолемей Апион.
Бронза.49 г. до н. э. — 25 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА