АПИО́Н
Apĭon, Ἀπίων, александрийский грамматик, учивший в
апис Apis, Ἄπις, священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за Аписом, окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. Апис служил и оракулом: старались угадать будущее, наблюдая, в который придел он войдет, съест ли предложенную пищу или нет и т. п. Иногда ему приносили в жертву быков красной масти. Ежегодно в честь его в продолжение приблизительно месяца во всем Египте совершался праздник, оканчивавшийся в день рождения Аписа; в этот день его выводили во всем его священном убранстве. Когда Апис доживал до 25 лет, его топили в известном только жрецам колодце, затем бальзамировали и хоронили в золотом гробе. Если он умирал раньше 25 лет, то по всей стране соблюдался траур, пока не находился новый Апис. Когда таковой был найден, его привозили в Нилополь (в Верхнем Египте) и там 40 дней держали в храме, затем на корабле в золотой каюте отправляли в Мемфис. Верили, что Апис зарождается от луча небесного света. Приметами Аписа были: совершенно черный цвет шерсти, белое треугольное или четырехугольное пятно на лбу, белое, в форме полумесяца пятно на правом боку, подобный жуку черный мясистый нарост под языком и хвост с двоякими волосами. Обожание Аписа основано на почитании животных у египтян; Апис считался оболочкой души Осириса Hdt. 3, 27 сл. Diod. Sic. 1, 21. 85. Strab. 17 p. 562. Plin. 8, 46.