Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПУЛЕ́Й

Apulēius,

1) см. Sa­tur­ni­nus, 1;

2) Lu­cius (?) родил­ся в Мадав­ре в Афри­ке ок. 125 г. от Р. Х., вос­пи­ты­вал­ся в Кар­фа­гене, изу­чал пла­то­нов­скую фило­со­фию в Афи­нах; мно­го путе­ше­ст­во­вал и, про­быв затем недол­го в Риме, вер­нул­ся в Афри­ку, где, женив­шись на мате­ри сво­его дру­га Пон­та­на, бога­той Эми­лии Пуден­тил­ле, избрал сво­им место­пре­бы­ва­ни­ем Кар­фа­ген и там ско­ро стал поль­зо­вать­ся боль­шой извест­но­стью. Он был при­вер­жен­цем нео­пла­то­ни­че­ской фило­со­фии, обла­дал зна­чи­тель­ной уче­но­стью и ста­рал­ся очи­стить и укре­пить падаю­щее язы­че­ство. С этой целью он реко­мен­до­вал вос­ста­нов­ле­ние в преж­нем виде древ­них мисте­рий (сам он во вре­мя сво­их путе­ше­ст­вий почти нигде не упус­кал слу­чая полу­чить посвя­ще­ние в мисте­рии дан­ной мест­но­сти). Эта идея ска­зы­ва­ет­ся и в глав­ном его сочи­не­нии: Me­ta­mor­pho­seon lib­ri XI; сочи­не­ние пред­став­ля­ет собой фан­та­сти­че­ски-сати­ри­че­ский нра­во­опи­са­тель­ный роман, в кото­ром один погряз­ший в поро­ках юно­ша, Луций, спер­ва в нака­за­ние за свою пороч­ность пре­вра­ща­ет­ся в осла, но затем, бла­го­да­ря мисте­ри­ям, дела­ет­ся совсем иным, новым чело­ве­ком. Вме­сте с тем роман этот пред­став­ля­ет и весь­ма поучи­тель­ную кар­ти­ну нра­вов тогдаш­не­го вре­ме­ни. Сюжет тоже­ст­вен с сюже­том Луки­а­но­ва Λού­κιος ἢ Ὄνος, но изме­не­ны име­на и сде­ла­но дру­гое заклю­че­ние. Из мно­гих эпи­зо­дов это­го сочи­не­ния самый инте­рес­ный об Аму­ре и Пси­хее, в кни­гах 4—6, где по образ­цу пла­то­нов­ских алле­го­рий изо­бра­жа­ет­ся судь­ба души чело­ве­че­ской, очи­щае­мой раз­но­об­раз­ны­ми испы­та­ни­я­ми. Речью, кото­рая оза­глав­ли­ва­ет­ся apo­lo­gia s. de ma­gia, Апу­лей весь­ма ост­ро­ум­но защи­щал себя про­тив обви­не­ний в кол­дов­стве, посред­ст­вом кото­ро­го он буд­то бы при­во­ро­жил к себе Эми­лию Пуден­тил­лу. Кро­ме того от Апу­лея до нас дошло несколь­ко сочи­не­ний фило­соф­ско­го содер­жа­ния, de deo Soc­ra­tis, de dog­ma­te Pla­to­nis, de mun­do, Flo­ri­da, и собра­ние извле­че­ний из дру­гих его сочи­не­ний. Это писа­тель живой и ори­ги­наль­ный, искус­но вла­дев­ший язы­ком; но его изло­же­ние, как вооб­ще у афри­кан­ских писа­те­лей, до изли­ше­ства пере­пол­не­но рито­ри­че­ски­ми фигу­ра­ми, напы­щен­но и пред­став­ля­ет сме­ше­ние слов и выра­же­ний, при­над­ле­жа­щих раз­ным пери­о­дам и раз­ным видам лите­ра­ту­ры. Изд. Ouden­dorp (1786—1823, в 3 т.), Hil­deb­rand (Leipz., 1842), Eys­sen­hardt (1869). Лож­но при­пи­сы­ва­лись ему сочи­не­ния Ascle­pius, de her­ba­rum vir­tu­ti­bus, de re­me­diis sa­lu­ta­ri­bus и изло­же­ние физио­гно­ми­ки по Поле­мо­ну.

См. также:
АПУЛЕЙ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 119.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА