А́РХО́НТЫ
[1] Ἀρχή, ἄρχειν, ἄρχων, ἄρχοντες,
1) при замене монархического образа правления республиканским атрибуты царской власти перешли к той власти, которая в государстве сделалась верховной, т. е. или к совокупности целого народа, или, в аристократических республиках, к привилегированному классу населения. Но т. к. весь народ или вся аристократия не могли исполнять сами всех государственных дел, то известные части управления были отделены и переданы особым ответственным должностным лицам, полномочия которых, в начале весьма значительные и подобные царским, со временем все более и более ограничивались. Эти-то ответственные (ὑπεύθυνοι), но во время своего служения неприкосновенные (в знак чего они носили венки), безвозмездно служившие государству должностные лица назывались ἀρχαί; их деятельность обозначалась глаголом ἄρχειν. Атрибуты их Аристотель (pol. 4, 12, 3) определяет так: μάλιστα δ᾿ ὡς ἁπλῶς εἰπεῖν ἀρχὰς λεκτέον ταύτας ὅσαις, ἀποδέδοται βουλεύεσθαί τε περί τινων καὶ κρῖναι καὶ ἐπιτάττειν καὶ μάλιστα τοῦτο, τὸ γὰρ ἐπιτάττειν ἀρχικώτερόν ἐστι. Эти атрибуты, к которым относится еще заведование известными священнодействиями, вообще соответствовали атрибутам римских высших должностных лиц: referre, iudicare, imperare, разумеется, лишь в пределах законом установленного ведомства каждой власти. Так в Афинах после Солона, а отчасти и до него, судебная власть должностных лиц ограничивалась правом председательства на судах и производством предварительного дознания (см. 2). [2] Как лицо, переставшее исполнять известную должность, подвергалось так называемой εὔθυνα, так и вступлению в должность предшествовало испытание (δοκιμασία), которое, впрочем, не касалось способностей и знаний, а имело целью определить, чисто ли афинского происхождения (γνήσιος ἐξ ἀμφοῖν) испытуемый, не имеет ли телесных недостатков и не лишен ли по судебному приговору гражданского полноправия (τιμή). Кроме того, никто не имел права ни занимать в одно и то же время двух должностей, ни занимать одну и ту же должность несколько раз или дольше одного года (Demosth. Timocr. 150). От этих высших должностных лиц следует отличать так называемых ὑπηρέται, низших чиновников (к числу которых принадлежали, напр., различные разряды писцов, за исключением γραμματεὺς τῆς βουλῆς и γρ. τοῦ δήμου); эти не подвергались докимасии и по исполнении должности не обязаны были давать отчета (εὔθυνα) пред логистами. Члены совета (ср. Βουλή), как собрания только совещательного и лишь в совершенно исключительных случаях действовавшего как власть исполнительная и управляющая, не причислялись к ἀρχαί;
[3] 2) архонты, ἄρχοντες, название высших должностных лиц в Афинах после уничтожения царской власти. Известно изукрашенное многими сказочными чертами предание о переходе Афин от монархии к республике [Ср. Люгебиль. Историко-филологическое исследования, 1868]. По этому преданию, после смерти Кодра, вероятно вследствие спора между его сыновьями, титул царя был отменен, и один из сыновей, Медонт, получил верховную власть пожизненно с титулом архонта, тогда как другой, Нелей, отправился в Азию. В 752 г., вследствие возвысившегося значения аристократии, продолжительность власти архонта была ограничена до 10 лет, в 714 г. уничтожено было преимущество Медонтидов, право избираемости в архонты распространено на всех евпатридов и в то же время срок службы ограничен одним годом; наконец в 683 г. власть была разделена между 9 ежегодно меняющимися архонтами, так что архонтство с этих пор стало учреждением вполне подчиненным аристократии (как позднее было подчинено демократии) и лишено всякой самостоятельности. По законодательству Солона право на архонтство перешло от евпатридов на первый из новых имущественных классов, на пентакосиомедимнов; Клисфен ввел вместо выборов способ назначения архонтов по жребию [ср. уп. соч. Люгебиля], наконец Аристид открыл доступ к архонтству всем классам (γράφει ψήφισμα κοινὴν εἶναι τὴν πολιτείαν καὶ τοὺς ἄρχοντας ἐξ Ἀθηναίων πάντων αἱρεῖσθαι, Plut. Arist. 22) в награду за самопожертвование и мужество, оказанные всеми классами населения во время войны с персами. [4] Первый из архонтов, именем которого обозначался год, называется просто ἄρχων, или ἄρχων ἐπώνυμος (но последнее название не было официальным титулом); затем особые наименования имели: второй архонт — βασιλεύς и третий — πολέμαρχος. Второй потому удержал царский титул (как у римлян rex sacrorum), что известные священные обряды так тесно срослись в народном представлении с царским именем, что сохранение последнего казалось необходимостью; остальные шесть архонтов назывались θεσμοθέται. При рассмотрении прав архонтов следует иметь в виду преимущественно время после Солона и Клисфена. Во времена досолоновского законодательства архонтство прошло долгий путь различных видоизменений от полноты царской власти до положения высших должностных лиц, ответственных перед господствующей частью народа. После утверждения демократии круг их ведения ограничивается преимущественно председательством (гегемония) на судах, но и эту обязанность они делили со многими другими должностными лицами, тогда как прежде, наверное, вся судебная власть находилась в их руках. Объем их правительственной деятельности весьма незначителен; политической власти они не имели ни каждый в отдельности, ни все в совокупности, не имели даже права предлагать законопроекты. Епоним со времени Клисфена имел свое официальное местопребывание на агоре у статуй героев фил, βασιλεύς, у Буколейя близ Пританея или в στοὰ βασίλειος, полемарх у Ликея, фесмофеты в Фесмофесии. [5] Права и обязанности отдельных архонтов были следующие:
1) именем первого архонта обозначаем был год (обычай, от которого, если верить одному ненадежному показанию, сделано было отступление в период 306—
[6] 2) βασιλεύς, на которого перешли жреческие обязанности древней царской власти и который вместе со своей женой (βασίλεια позднее βασίλισσα) совершал некоторые жертвоприношения от имени государства, надзирал за совершением Елевсинских мистерий, Леней и Анфестерий. Его судебная власть распространялась на все процессы, касавшиеся религии, напр. ἀσεβείας, рано как и на разбор дел об убийствах, имевший также религиозный характер, т. к. сознание обязательности удовлетворения за грех пролития крови опиралось на религию;
3) πολέμαρχος заведовал священнодействиями в честь богов войны и распоряжался устройством похорон для воинов, павших в битвах. Прежде, наверное, ему принадлежало царское право предводительствовать правым крылом войска и еще во времена Марафонской битвы — право голоса в военных делах наравне с десятью стратегами (τὸ παλαιὸν γὰρ Ἀθηναῖοι ὁμόψηφον τὸν πολέμαρχον ἐποιεῦντο τοῖσι στρατηγοῖσι, Hdt. 6, 109). При Марафоне полемарх Каллимах подает решающий голос за вступление в битву: это есть последнее упоминание о таком праве полемарха. Он же имел юрисдикцию во всех процессах, возникающих из личных и семейных отношений чужестранцев и метиков (hostis = hospes), вообще был для иностранцев тем, чем первый архонт для граждан, и может быть сопоставлен с римским praetor peregrinus. Каждый из этих трех архонтов имел двух, им самим избранных помощников (πάρεδροι);
[7] 4) шесть фесмофетов не были, как можно бы заключать по их наименованию, законодателями; их деятельность ограничивалась председательством на судах (и название их означает судей) по всем тем делам, которые не подлежали юрисдикции одного из трех первых архонтов или какого-нибудь другого должностного лица, напр. стратегов или одиннадцати мужей. Сообща всем девяти архонтам принадлежала юрисдикция по обвинениям, направляемым против смещенных народом должностных лиц и, может быть, по процессам παρανόμων (см. это слово). Коллегия архонтов продолжала существовать и в римские времена.