АРХИТЕ́КТОРЫ, АРХИТЕКТУ́РА
[1] Architecti, Architectura. К древнейшим временам эллинской истории относятся известные колоссальные постройки, так называемые киклопические или пеласгические стены, которыми ограждались кремли древних властителей Греции; они частью состоят из многоугольных, не соединенных между собой глыб, с промежутками, наполненными мелким камнем (в Тиринфе, см. рис. a), частью сложены из камней, искусно отесанных и плотно друг к другу пригнанных (Аргос и Микены, см. рис. b); кладка последнего рода принадлежит к числу самых прочных и долговечных. Отсюда мало-помалу развилась кладка из четырехугольных плит, хотя для фундаментов многоугольные глыбы всегда оставались в употреблении. В царских дворцах героического периода особенно характерно было обилие блестящих металлических украшений. Для хранения дорогого оружия, кубков и других драгоценностей (κειμήλια) служили куполообразные θησαυροί (обыкновенно подземные) и построенные наподобие погребов οὐδοί многих храмов. Из этого рода построек лучше всего сохранилась так называемая сокровищница Атрея в Микенах, сложенная из горизонтальных рядов, постепенно сходящихся к замку свода, с пирамидальными воротами; внутри она была, вероятно, обложена бронзовыми досками, а с переднего фасада украшена полуколоннами и плитами из красного, зеленого и белого мрамора. По всей вероятности, это здание так же, как и другие подобные (напр., «сокровищница Миния» в беотийском Орхомене и так называемый Nuraggi на острове Сардинии), не сокровищница, а царская могила.
[2] С переселением дорян находится в связи появление дорической храмовой архитектуры. Строительное искусство, соответственно цели, которой теперь служило, тотчас приняло благородный и величавый характер; из прежнего зодчества деревянных построек были заимствованы образующие фриз триглифы, τρίγλυφες (как оконечности балок) и метопы, μετόπαι (как промежуточные отверстия). Колонны (см. Columna) в постройках дорийского стиля очень толсты и стоят близко друг к другу, чтобы придать зданию прочность и устойчивость; толщине соответствует высота; во всех формах с решительностью сказывается известный, определенный характер, причем резкость переходов не смягчается промежуточными членами. Формы просты, геометрически правильны, состоят большей частью из прямых линий, однообразие которых приятно нарушается мелкими украшениями вроде надрезов, колец, «каплей» и т. п.
Большего богатства форм это зодчество достигло в Коринфе; фронтоны (ἀετώματα) стали украшать рельефами из глины, место которых впоследствии заступили группы статуй, и особое внимание было обращено на изящество форм наборных потолков, φατνώματα, lacunaria.
[3] Противоположным характером с самого начала отличалось ионическое зодчество. Здесь колонны тоньше и выше; разница между диаметрами их оснований и вершин меньше; под колоннами имеются особые базы. Капители изукрашены и снабжены завитками, формы более округлы, как бы эластичны, переходы мягче: вся совокупность линий производит впечатление чего-то веселого и грациозного.
С начала 6 в. в истории архитектуры проявляется особенное оживление; отдельные государства соперничают друг с другом в возведении великолепнейших зданий. Оба рода архитектуры все больше и больше развиваются: стиль дорический все с бо́льшим совершенством вырабатывает свойственный ему характер величия и достоинства, стиль ионический все ближе подходит к своему идеалу яркой красоты. Начинают, ставя колонны и внутри храмов, увеличивать размеры последних, в крышах иногда оставляется широкое отверстие, ὕπαιθρον. Упоминаются из этого времени храмы Артемиды в Эфесе (Hdt. 1, 92. Liv. 1, 45. Plin. 16, 79. 36, 21; разрушенный Геростратом и возобновленный Дейнократом), Кибелы в Сардах, Геры в Самосе, Зевса Олимпийского в Афинах, так называемый Медный дом Паллады в Спарте и др.; более или менее сохранились: храм Посейдона и значительно более поздний храм Деметры вместе со статуей в Пестуме (Посейдония), храм Афины на Эгине и еще несколько храмов в Сицилии, Сиракузах, Акраганте и Селинунте. В то же время устраивались замечательные водопроводы, каналы, фонтаны и другие общественные сооружения; но не заботились еще об устройстве театров, ипподромов, стадий и т. п.
[4] После того как Персидские войны пробудили дремавшее доселе сознание национальной силы и привели к скоплению в руках афинян больших богатств, дух предприимчивости достиг высшей степени, а техника полного своего развития. Афиняне употребляли свои огромные средства для укрепления и украшения своего города. Стены Пирея (длина их с Мунихией была 60 стадий, высота 40 греческих локтей, ширина достаточная для проезда разом двух нагруженных повозок) соперничали с киклопическими по громадности размеров, но превосходили их правильностью постройки. Теперь начали думать и о сооружениях для торжественных игр. При возведении этих сооружений, в которых с особенной ясностью сказывается стремление подчиняться требованиям целесообразности, особенно же при возведении театров, явилась необходимость в устройстве сводов; искусство кладки сводов, по сказанию, было изобретено Демокритом или заимствовано из Италии. Самые замечательные здания находились на афинском акрополе. Здесь при входе высились великолепные Пропилеи, постройка которых стоила более годового дохода государства (2012 талантов, приблизительно 3 миллиона серебряных рублей). Они были построены Мнесиклом, находились в связи с въездом с агоры и представляли собой великолепные ворота с 4 боковыми дверями; снаружи находился ионический портик, с обеих сторон дорические фронтисписы, по бокам выдающиеся флигеля, из коих северный был украшен картинами, а перед ним лежал небольшой храм Ηίκης ἀπτέρου. [5] На вершине акрополя стоял Парфенон, храм Афины, богини-охранительницы города, имевший в длину 50 футами более, чем прежний храм, уничтоженный огнем во время персидского нашествия. Построенный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора, яркий блеск которого еще увеличивался цветными и золотыми украшениями, новый храм представлял следующие части: 1) колоннаду, 2) притворы (πρόναος) по обеим узким сторонам здания, 3) собственную cella или гекатомпед, внутри которого находилась другая колоннада, поддерживавшая крышу с ὕπαιθρον, 4) парфенон в тесном смысле слова, т. е. квадратный придел, отделенный стенами от остальных частей храма, 5) описфодом. В храме стояла знаменитая статуя Паллады Афины (ср. Sculptores). К нему вели 3 ступени; он имел колонны дорического стиля; все его фризы и метопы были украшены разнообразными произведениями ваятельного искусства, относившимися к сказаниям об афинских богах и героях. Приблизительно до конца 17 в. это удивительное создание греческого зодчества в целом оставалось почти невредимым; но во время войны Турции с Австрией венецианцы, обстреливая Афины, разрушили (28 сентября 1687 г.) большую часть Парфенона. На этом разрушение не остановилось; развалины были употреблены частью для устройства новой мечети на месте старой, ранее уже существовавшей в Парфеноне, частью для других целей.
[6] Вместе с Парфеноном, знаменитейшим зданием Афин, был расположенный у южной части подошвы акрополя Одеон, предназначавшийся для состязаний дифирамбических поэтов и рапсодов. Этому зданию придана была круглая форма, как потому, что она наиболее соответствовала его назначению, так и потому еще, что Одеон должен был служить напоминанием о знаменитой палатке, из которой Ксеркс смотрел на свой флот. Крыша здания, как говорят, была сделана из мачт персидских кораблей. Когда в митридатовскую войну Сулла осадил Афины, тогдашний правитель города Аристон, вынужденный оставить город и искать спасения в акрополе, поджег Одеон, чтобы деревянные части этого здания не послужили неприятелю материалом для устройства военных машин. Впоследствии Одеон вновь был выстроен Ариобарзаном, царем каппадокийским.
[7] Кроме того, в Афинах воздвигнуты были: Θήσειον (см. Attica, 14) из пентелийского мрамора, двойной храм Афины Паллады и Посейдона Ерехфея (так называемый Ἐρέχθειον, см. это слово), отличавшийся чрезвычайной тщательностью постройки и своеобразным ионическим стилем; в Елевсине построен был Коребом, Метагеном и Ксеноклом, под руководством Иктина, большой храм с 4 рядами дорических колонн, стоявших в два этажа и поддерживавших сводчатый потолок с отверстием для освещения храма. Plut. Per. 13. Наконец, было много еще других храмов, частью в Аттике: в Рамнунте, Форике и на мысе Сунии, частью в Пелопоннесе: в Олимпии, Фигалее, Аргосе, Тегее, в Ионии: в Милете, Приене, Магнесии, в Сицилии: в Акраганте, Селинунте (особенно богатый и обширный, ср. Thuc. 6, 20) и Егесте. Между множеством греческих архитекторов особенно выделяется еще Ройк Самосский (ср. Sculptores, 3), как строитель храма Геры в Самосе и (вместе со своим сыном Феодором и Смилисом) лемносского лабиринта. Hdt. 3, 60. В этот же период больше роскоши проявляется уже и в частных постройках, и по планам архитекторов сооружаются целые города (портовый пригород Пирей, Фурии, Родос); из архитекторов, занимавшихся этим делом, называют Гипподама Милетского и Метона.
Еще далее развивается это направление в александрийский период, когда по плану Дейнократа (он же, говорят, вновь отстроил сожженный Геростратом храм Артемиды в Эфесе) была основана и Клеоменом из Навкрата выстроена (Just. 13, 4) Александрия, считавшаяся образцом красивого и великолепного города (vertex omnium civitatum, Amm. Marc.), хотя, может быть, и уступавшая более щеголеватой и нарядной Антиохии. В это же время много изобретательности проявляется в разработке искусства комнатного убранства; замечательными образцами этого искусства, впоследствии перешедшего в Рим, были Дионисов шатер и Нильский корабль (плавучий дворец). Роскошнейшим из надгробных памятников был Мавсолей, воздвигнутый Артемисией, царицей карийской (см. Halicarnassus); памятник Гефестиона, устроенный Дейнократом, был лишь костер пирамидальной формы с рядом террас, уступами возвышающихся одна над другой. Само собой разумеется, что и в этот период появилось немало новых храмов (преимущественно, может быть, в Кизике и Афинах); при этом все более и более входил в употребление стремившийся соединить преимущества других стилей стиль коринфский, который впоследствии был самым любимым и у римлян.
[8] В Риме искусство архитектуры водворилось лишь в позднейшие времена Республики, но затем его произведения становятся здесь все многочисленнее и роскошнее. Храмы, — напр. построенный по поручению Мария Г. Муцием храм Honoris et Virtutis, — были невелики; после этого храма в 57 г. до Р. Х. была воздвигнута Помпеева Curia и еще позже великолепная Basilica Эмилия Павла с фригийскими колоннами. Первым каменным театром был Помпеев, устроенный (в 55 г.) по образцу Митиленского, на