Словарь античности

КОПТЫ (древ­не­евр. gib­tith, араб. kibt — егип­тяне), искон­ное хри­сти­ан­ское насе­ле­ние древ­не­го и совре­мен­но­го Егип­та. Копт­ский язык и копт­ское искус­ство, в осно­ве кото­рых лежат тра­ди­ции элли­ни­сти­че­ско­го Егип­та, фор­ми­ро­ва­лись в про­цес­се рас­про­стра­не­ния в Егип­те хри­сти­ан­ства. Началь­ные ста­дии это­го про­цес­са, не отра­жен­ные, по всей види­мо­сти, более позд­ним орто­док­саль­ным уче­ни­ем, тем­ны для нас. Свое­об­раз­ное копт­ское искус­ство ока­зы­ва­ло зна­чи­тель­ное вли­я­ние на раз­лич­ные обла­сти куль­ту­ры это­го реги­о­на. Копт­ская лите­ра­ту­ра, напро­тив, пред­став­ле­на (за ред­ким исклю­че­ни­ем) пере­во­да­ми гре­че­ских тек­стов, пре­иму­ще­ст­вен­но сакраль­ных. Осо­бый вклад в исто­рию церк­ви коп­ты внес­ли учреж­де­ни­ем мона­ше­ства. После Хал­кедон­ско­го собо­ра 451, на кото­ром в хри­сти­ан­ское уче­ние был введен дог­мат о двух при­ро­дах Хри­ста, коп­ты отпа­ли от все­лен­ско­го един­ства и впредь сто­я­ли на пози­ци­ях моно­фи­зит­ства — уче­ния, соглас­но кото­ро­му боже­ст­вен­ная и чело­ве­че­ская при­ро­да сли­лись в Хри­сте воеди­но. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным внеш­ним собы­ти­ем в исто­рии копт­ской церк­ви было заво­е­ва­ние Егип­та ара­ба­ми (639—641), пер­во­на­чаль­но вос­при­ня­тое цер­ко­вью как в извест­ной сте­пе­ни поло­жи­тель­ное явле­ние. Резуль­та­том это­го заво­е­ва­ния ста­ла посте­пен­ная исла­ми­за­ция части насе­ле­ния Егип­та. В насто­я­щее вре­мя насчи­ты­ва­ет­ся 1, 3 млн. сто­рон­ни­ков копт­ской церк­ви и 80 тыс. коптов-уни­та­ри­ев (сто­рон­ни­ков сою­за с рим­ско-като­ли­че­ской цер­ко­вью).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАГИЯ • MANSIO • МАСТИКА • CONSULARIS •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА