КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА, общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2-м тысячелетии до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры микенской культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность. Политическая, экономическая и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микен; наряду с ними существовали, однако, сельские поселения с соответствующим способом производства. С 1900 начались систематические раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса, в ходе которых была открыта минойская культура. На основании стратиграфических характеристик Кносса и многочисленных корреляций с хронологией Египта Эвансом была построена периодизация минойской культуры, от которой ученые не отказываются и поныне. В слоях, следовавших за неолитическим и энеолитическим Эванс выделил три периода, между которыми, однако, нет резкой границы — они почти незаметно переходят один в другой: раннеминойский, или преддворцовый, период (2600—2000 до н. э.); среднеминойский, или древний дворцовый, период (2000—1700 до н. э.); среднеминойский, или новый дворцовый, период (1700—1400 до н. э.); позднеминойский, или последворцовый период (1400—1150 до н. э.). К раннему периоду относятся остатки круглых погребальных сооружений (толосов) в Мессаре, шлифованные каменные сосуды, статуэтки культового назначения, золотые украшения и первые образцы печатей. Знамениты керамические изделия этого периода — сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен (Басилики), или полос (Пиргос). К древнему дворцовому периоду восходят дворцовые постройки в Кноссе и Фесте, которые после случившейся на Крите катастрофы в 18 в. до н. э. (возможно, землетрясения) были отстроены заново, так же как и другие резиденции властителей в Агия Триада, Амнисе, Гурнии и т. п.; вплоть до 15 в. до н. э. их облик оставался более или менее постоянным. Для этого периода характерен расцвет минойской керамики стиля «камарес» (19—18 в. до н. э.). Изображения на печатях, а также произведения мелкой пластики позволяют судить о том, какой громадный шаг вперед сделало искусство Крита по сравнению с раннеминойским периодом. К новому дворцовому периоду относятся хорошо сохранившиеся стенные росписи из Кносса и Агиа Триада, а также первоклассная керамика, богато украшенная изображениями цветов, животных и пейзажами (т. н. критский натурализм). Этот тип росписи в 1500—1425 до н. э. закрепился в «дворцовом стиле». Расцвет минойской культуры оборвался с разрушением Кносса и других поселений, происшедшем около 1400 до н. э. в результате землетрясения, нападения врагов или внутренних усобиц. Прекратилась торговля, связи которой распространились к этому времени чрезвычайно широко (известно, что на западе они простирались до Липарских островов). В дальнейшем крито-минойская культура носила эпигонский характер. Разработанное критянами слоговое письмо (т. н. линейное письмо А) сменилось (скорее всего, под влиянием культуры материковой Греции, развитие которой шло все более интенсивно) линейным письмом Б. Приблизительно с 1600 до н. э. эгейская культура вступила в последнюю фазу своего развития: под влиянием крито-минойской культуры сформировалась микенская культура (по названию ее центра — Микен). Ее также характеризуют обширные городские и дворцовые постройки (резиденции правителей в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах), возникновение которых связано с развитием политической и экономической жизни. В микенских шахтовых гробницах было найдено множество изделий художественного ремесла, оружия с искусной инкрустацией, золотых перстней с печатями, металлических сосудов (чаши из золота и серебра), украшений, золотых масок и т. д. (отчасти это был критский импорт). Эти находки позволяют судить о ранних стадиях формирования микенской культуры, которая в дальнейшем вышла из-под влияния Крита и достигла высокого уровня развития. О достижениях монументального строительства в Микенах дают представление крепостные сооружения (Микены, Тиринф), купольные гробницы (около Микен), мосты и дороги. Сохранились фрагменты великолепной стенной росписи (Фивы, Микены, Тиринф), каменные рельефы (из шахтовых гробниц в Микенах), статуэтки, множество ваз, некоторые из них являются высокохудожественными изделиями (например, «кратер воинов»). По этим находкам можно проследить основные этапы развития микенской культуры. Свидетельствами этой эпохи, на последний период которой приходится Троянская война, следует считать и гомеровские поэмы: содержащийся в них мифологический материал восходит к микенскому времени. Преемственность микенской и греческой культуры можно наблюдать не только в мифологии, но и в культах богов и героев, уходящих корнями в микенскую традицию. Вследствие вторжения в области Средней Греции и Пелопоннеса греческих племен с северо-западной части балканского региона (12 в. до н. э. — «дорийское вторжение») центры микенской культуры были уничтожены. Сельские поселения, очевидно, продолжали свое существование. Вопрос о том, в какой мере микенская культура оказала воздействие на раннюю греческую культуру, исследован еще недостаточно.