Словарь античности

КСЕНОФАН из Коло­фо­на (греч. Xe­no­pha­nes) (око­ло 570—480 до н. э.), гре­че­ский фило­соф, поэт и рап­сод, пер­вый пред­ста­ви­тель элей­ской фило­со­фии. Спа­са­ясь от пер­сов, Ксе­но­фан поки­нул Коло­фон и вел ски­таль­че­скую жизнь стран­ни­ка и бро­дя­че­го пев­ца, пока не обос­но­вал­ся в Элее (Южная Ита­лия). В эпи­че­ских пес­нях вос­сла­вил осно­ва­ние Коло­фо­на и коло­ни­за­цию Элеи. Осо­бую извест­ность снис­кал «сил­ла­ми» («sil­loi»), изо­бре­тен­ной им фор­мой сти­хотвор­ной сати­ры. Соглас­но неко­то­рым свиде­тель­ствам, Ксе­но­фан был уче­ни­ком Ана­к­си­манд­ра и учи­те­лем Пар­ме­нида. В цен­тре фило­со­фии Ксе­но­фа­на сто­ит кри­ти­ка тра­ди­ци­он­ной рели­гии. Он осуж­да­ет людей, в том чис­ле Гоме­ра и Геси­о­да, за то, что они пред­став­ля­ли богов подоб­ны­ми себе даже в дур­ном. В про­ти­во­вес антро­по­мор­физ­му тра­ди­ци­он­ной мифо­ло­гии Ксе­но­фан раз­вил пан­те­и­сти­че­ское пред­став­ле­ние: бог — это неот­де­ли­мый от мира и про­ни­зы­ваю­щий его миро­вой дух, кото­рый пра­вит все­лен­ной силой сво­его разу­ма и не срав­ним с людь­ми. Это тож­де­ст­вен­ное все­лен­ной боже­ство, это все­еди­ное суще­ст­во­ва­ло веч­но; оно не изме­ня­ет­ся и зани­ма­ет все миро­вое про­стран­ство; его очер­та­ния шаро­об­раз­ны. По нахо­ди­мым в горах мор­ским рако­ви­нам Ксе­но­фан делал вывод, что зем­ля появи­лась из моря. Ксе­но­фан пола­гал, что она пери­о­ди­че­ски погру­жа­ет­ся в море зано­во. Отвер­гая боже­ст­вен­ную при­ро­ду солн­ца и звезд, Ксе­но­фан видел в них паро­вые скоп­ле­ния, еже­днев­но вновь обра­зу­ю­щи­е­ся.

См. также:
КСЕНОФАН (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИКЕАРХ • ДЕМОНАКТ • АФЕНАГОР • АНДРОНИК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА