Словарь античности

КУЛЬТ ВЛАСТЕЛИНА, сакраль­ное (свя­щен­ное) цар­ст­во­ва­ние. Культ вла­сте­ли­на появил­ся на Древ­нем Восто­ке. Цари и вер­хов­ные жре­цы при­рав­ни­ва­лись к боже­ствам, богам или сыно­вьям богов. В Древ­нем Егип­те в цар­ских титу­лах наблюда­ют­ся все эле­мен­ты сакраль­но­го цар­ст­во­ва­ния. При­сво­е­ние фара­о­ном име­ни Гор свиде­тель­ст­во­ва­ло о том, что царь явля­ет­ся не пред­ста­ви­те­лем Гора, а его вопло­ще­ни­ем. Каж­дое вос­ше­ст­вие на пре­стол при­рав­ни­ва­лось к сакраль­но­му сотво­ре­нию мира зано­во, охва­ты­ваю­ще­му оба цар­ства, Верх­ний и Ниж­ний Еги­пет. Соглас­но биб­лей­ским пред­став­ле­ни­ям о цар­стве, отра­жен­ным в Вет­хом заве­те, бог Яхве изби­ра­ет царя, кото­рый путем пома­за­ния при­об­ре­та­ет каче­ства боже­ства. В т. н. псал­мах воца­ре­ния сохра­ни­лись вос­по­ми­на­ния о цар­стве Яхве. Шумер, Ашшур и Вави­лон были бли­же к этой фор­ме сакраль­но­го цар­ст­во­ва­ния, чем к еги­пет­ской. Посмерт­ное обо­жест­вле­ние, апо­фе­оз, не явля­ет­ся решаю­щим для царей, т. к. оно воз­мож­но и для дру­гих лиц, напри­мер для геро­ев. Обо­жест­вле­ние царей Егип­та ста­ло образ­цом для элли­ни­сти­че­ско­го царя-бога. В Егип­те и Сирии при Пто­ле­ме­ях и Селев­кидах от посмерт­но­го апо­фе­о­за (после Алек­сандра Македон­ско­го) пере­шли к при­жиз­нен­но­му, при­чем вла­ды­ка при­сва­и­вал себе боже­ст­вен­ное свой­ство Соте­ра, в отдель­ных горо­дах ему покло­ня­лись как боже­ст­вен­но­му или бого­по­доб­но­му суще­ству. В Риме совер­шил­ся пере­ход от обо­жест­вле­ния Цеза­ря после его кон­чи­ны (в 42 до н. э. Цезарь был посмерт­но объ­яв­лен Боже­ст­вен­ным Юли­ем — Di­vus Iuli­us, ему был посвя­щен храм со шта­том жре­цов) к при­жиз­нен­но­му обо­жест­вле­нию Окта­ви­а­на, кото­рый в 27 до н. э. был объ­яв­лен Авгу­стом (Воз­вы­шен­ный бога­ми), в восточ­ной части импе­рии Окта­виа­ну ста­ли покло­нять­ся как Соте­ру по еги­пет­ско­му образ­цу. Пер­во­на­чаль­но обо­жест­вле­ние (апо­фе­оз) тре­бо­ва­ло поста­нов­ле­ния сена­та. В ран­ней Импе­рии, начи­ная с Нер­вы, оно ста­ло частью риту­а­ла про­воз­гла­ше­ния импе­ра­то­ра, культ кото­ро­го воз­вы­сил­ся до государ­ст­вен­но­го. Ока­за­ние боже­ст­вен­ных поче­стей импе­ра­то­ру ста­ло свое­об­раз­ной про­вер­кой лояль­но­сти евре­ев и хри­сти­ан, что поро­ди­ло пер­вых муче­ни­ков. При Кон­стан­тине I при­не­се­ние жертв импе­ра­то­ру пре­кра­ти­лось, хотя пред­став­ле­ния о свя­щен­но­сти импе­ра­тор­ской осо­бы про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать. Центр куль­та вла­сте­ли­на пере­ме­стил­ся в Визан­тию, там импе­ра­тор сосре­дото­чил в сво­их руках выс­шие цер­ков­ные функ­ции. В Запад­ной Рим­ской импе­рии эти при­ви­ле­гии пере­шли к рим­ско­му епи­ско­пу, кото­рый как вели­кий пон­ти­фик ни в чем не усту­пал импе­ра­то­ру.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА