Словарь античности

КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА. Гре­че­ская музы­ка была пре­иму­ще­ст­вен­но атри­бу­том куль­та и испол­ня­лась во вре­мя празд­неств у алта­ря и перед хра­мом. Игрой на флей­те сопро­вож­да­лись про­цес­сии к свя­ти­ли­щам и жерт­во­при­но­ше­ния — ско­рее все­го, для того чтобы отвра­тить зло и при­звать богов. Свя­щен­ны­ми инстру­мен­та­ми Апол­ло­на были струн­ные, а на празд­не­ствах в честь Дио­ни­са зву­ча­ли флей­ты (авло­сы) и тим­па­ны; удар­ные инстру­мен­ты были атри­бу­та­ми и дру­гих орги­а­сти­че­ских куль­тов. Гим­ном назы­ва­лась хоро­вая песнь в честь богов; для соль­ных песен исполь­зо­ва­лось име­но­ва­ние «ном». Гимн Апол­ло­ну (пеан) испол­нял­ся в сопро­вож­де­нии кифа­ры, а дифи­рамб, посвя­щен­ный Дио­ни­су, — в сопро­вож­де­нии авло­са или бар­би­то­на. Куль­то­вая песнь (кро­ме пеа­на и дифи­рам­ба так­же про­со­дии, гипор­хе­ма, фре­нос) име­ла опре­де­лен­ную мет­ри­че­скую фор­му, кото­рая была осно­вой музы­каль­но­го рит­ма. Пред­став­ле­ние о мело­ди­ке древ­не­гре­че­ской сакраль­ной музы­ки дают нот­ные запи­си гим­нов к Апол­ло­ну (нача­ло 2 в. до н. э.), сохра­нив­ши­е­ся в сокро­вищ­ни­це афи­нян в Дель­фах. Сочи­не­ни­ем и испол­не­ни­ем куль­то­вой музы­ки зани­ма­лись не толь­ко жре­цы, но про­фес­сио­наль­ные музы­кан­ты, хоры, состо­яв­шие из сво­бод­ных граж­дан, а так­же раз­лич­ные куль­то­вые сооб­ще­ства — фиа­сы (thia­soi). У этрус­ков и рим­лян флей­ти­сты участ­во­ва­ли в обрядах погре­бе­ния и жерт­во­при­но­ше­ния. С нача­ла импе­ра­тор­ской эпо­хи осо­бое вни­ма­ние всех сло­ев обще­ства, и в первую оче­редь чуже­зем­цев, ста­ли при­вле­кать экс­та­ти­че­ские куль­ты Дио­ни­са и восточ­ные мисте­ри­аль­ные куль­ты Кибе­лы и Иси­ды. Не послед­ней при­чи­ной это­го явле­ния был орги­а­сти­че­ский харак­тер зву­ча­ния музы­ки, кото­рая была обя­за­тель­ным атри­бу­том этих куль­тов. Бого­слу­жеб­ная музы­ка ран­не­го хри­сти­ан­ства отли­ча­лась от антич­ной куль­то­вой музы­ки тем, что ее авто­ры обра­ща­лись к сво­бод­ным в рит­ми­че­ском отно­ше­нии биб­лей­ским тек­стам; кро­ме того, она испол­ня­лась толь­ко голо­сом, без акком­па­не­мен­та.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ДАМОСИЯ • КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА