КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА. Греческая музыка была преимущественно атрибутом культа и исполнялась во время празднеств у алтаря и перед храмом. Игрой на флейте сопровождались процессии к святилищам и жертвоприношения — скорее всего, для того чтобы отвратить зло и призвать богов. Священными инструментами Аполлона были струнные, а на празднествах в честь Диониса звучали флейты (авлосы) и тимпаны; ударные инструменты были атрибутами и других оргиастических культов. Гимном называлась хоровая песнь в честь богов; для сольных песен использовалось именование «ном». Гимн Аполлону (пеан) исполнялся в сопровождении кифары, а дифирамб, посвященный Дионису, — в сопровождении авлоса или барбитона. Культовая песнь (кроме пеана и дифирамба также просодии, гипорхема, френос) имела определенную метрическую форму, которая была основой музыкального ритма. Представление о мелодике древнегреческой сакральной музыки дают нотные записи гимнов к Аполлону (начало 2 в. до н. э.), сохранившиеся в сокровищнице афинян в Дельфах. Сочинением и исполнением культовой музыки занимались не только жрецы, но профессиональные музыканты, хоры, состоявшие из свободных граждан, а также различные культовые сообщества — фиасы (thiasoi). У этрусков и римлян флейтисты участвовали в обрядах погребения и жертвоприношения. С начала императорской эпохи особое внимание всех слоев общества, и в первую очередь чужеземцев, стали привлекать экстатические культы Диониса и восточные мистериальные культы Кибелы и Исиды. Не последней причиной этого явления был оргиастический характер звучания музыки, которая была обязательным атрибутом этих культов. Богослужебная музыка раннего христианства отличалась от античной культовой музыки тем, что ее авторы обращались к свободным в ритмическом отношении библейским текстам; кроме того, она исполнялась только голосом, без аккомпанемента.